На Первом канале закончился показ сериала «Вертинский». История уникального артиста, который повзрослел вместе с Серебряным веком и пережил его на целую эпоху. Он объехал полмира, видел богатейшие города и блистательные сцены, целовал ручки великим актрисам – и в самые непростые годы вернулся на суровую Родину. Фильм получился насыщенным и сложным, местами спорным. Но всё же его можно считать большой удачей 1 канала.
Здравствуйте!
Александр Вертинский остаётся загадочной фигурой. Человек с богатой биографией, переживший сложные времена, разделивший судьбу поколения и сделавший необъяснимый выбор. Друг самых заметных и талантливых людей своего времени, поэт и композитор, хрупкий Пьеро, сумевший выжить в сложные годы при неумолимой власти. Автор завораживающих песен, обманчиво простых, но теряющих обаяние в чужом исполнении.
В финале на экране появилась надпись:
Некоторые факты и герои вымышлены
Восьмисерийный фильм Автодтьи Смирновой начинался как биография с неизбежными в таких случаях допущениями. Но постепенно за фигурой артиста выступил контекст эпохи. Надломленно-прекрасный декаданс, беспощадная революция, неуютное зарубежье. Блеск буржуазной Европы. Излишества и изыски. Казалось, что это – сытое благополучие и стабильность. Но это был всего лишь глоток безмятежности между двумя большими войнами, изменившими мир навсегда.
Самой сильной сценой в сериале мне показался эпизод седьмой серии, когда лощёный Вертинский на роскошной вилле в Калифорнии берёт изящную трубку золочёного телефонного аппарата и набирает московский номер. А ему отвечает старый друг, который стоит посреди нищего коридора коммунальной квартиры, постаревший и измождённый. И слышит оттуда, из далёкого райского уголка: Как хочется домой!
Ностальгия – слово, почти потерявшее смысл. Но оно составляло суть эмиграции первой волны. Те, кто уезжал позднее, уже не скучали и не тосковали. А основатели Русского Зарубежья всё время вспоминали потерянную Родину.
Это можно было бы счесть художественным допущением, но ведь настоящий Вертинский на самом деле вернулся. И не он один.
В сериале показано множество реальных лиц. Можно спорить о том, насколько актёры похожи на своих персонажей. Вера Холодная, Иван Мозжухин, Марлен Дитрих – заметные имена в истории кино.
Говорят, что Виктория Исакова не похожа на Марлен. Трудно спорить с тем, что Марлен неповторима. Великая актриса прожила удивительно долгую жизнь, а потому нам кажется, что мы её знаем.
Но в сериале – блестящий образ. Яркая, необычная женщина. Звезда. Легенда. Возможно, если бы сама Марлен Дитрих сыграла себя, кто-то тоже счёл бы её неубедительной.
Рядом с реальными героинями – персонажи, придуманные сценаристами. Или почти придуманные. Как загадочная Бурковская, женщина, которая в судьбе Вертинского играет роль доброго ангела. Полностью вымышлен этот персонаж или основан на реальных фактах – нам никогда не узнать. Такие они, бойцы невидимого фронта.
Но уж Лидию Вертинскую (Циргвава) мы все прекрасно помним. Птица Феникс из «Садко», Анидаг из «Королевства Кривых зеркал». Незабываемая, царственная, колдовская красота. В сериале Лида получилась юной и хорошенькой, но в ней нет и следа той самой необычайной красоты.
Даже удивительно, как артист, столько любивший и столькими любимый, выбрал это взбалмошное и пустое существо.
Реальность и подлинность практически всех героев сериала заставляет гадать: кто же стоит за образом лучшего друга Вертинского Кости Агеева? В отличие от третьего их товарища – Александра Осьмёркина – у Агеева нет узнаваемого прототипа. Он – один из многих, смятых беспощадной машиной советских тридцатых годов. Наглядная иллюстрация судьбы, которая могла ждать самого Вертинского, если бы он не уехал. В фильме два друга, разделённые километрами, в одно время поют одну и ту же песню – «Жёлтый ангел». Только один перед нарядной публикой, другой – перед лагерным начальством.
В этот момент стремление Вертинского вернуться в Россию выглядит наивным. Но он оставался таким на протяжении всего фильма – когда просил советского посла помочь братьям Мозжухина, бывшим белогвардейцам, когда рассказывал члену германского правительства о пропавшем пианисте, избегающем женщин. Человек, который желал всем добра – и невольно причинял беду.
Самое удивительное, что главный герой в сериале не растерял веру в добро даже после возвращения в Москву. Когда увидел всё своими глазами, не озлобился и не разочаровался.
Алексей Филимонов великолепно сыграл роль Вертинского. Нигде не сфальшивил. Артист получился искренним и доверчивым, полным любви и света. Но вовсе не глупым. Порядочным человеком, который в самые жёсткие времена остаётся собой.
Он сохранил себя до самых последних дней. Седеющий, стареющий, но всё тот же Пьеро. В глубине души – всегда одинокий.
Как мне кажется, фильм ответил на главный вопрос: почему Вертинский вернулся.
Когда тонкая, понимающая публика старой России отправилась в эмиграцию, Вертинский уехал вслед за своими зрителями. Когда русские эмигранты рассеялись по миру, он вернулся. Здесь, в России, его ждал зритель. Настоящий артист всегда приходит к своему зрителю
Хорошо, что в фильме герой до самых последних кадров остался красивым. Реальный Александр Вертинский, вернувшийся в Советский Союз, выглядел очень старым и уставшим человеком. Но в душе оставался таким, каким его показали в сериале:
Он божественный принц, он влюблённый Пьеро
Мне кажется, «Вертинский» - один из лучших сериалов этого года.
А вы как думаете?
Расскажите об этом в комментариях!
Предыдущая статья о сериале:
О других фильмах читайте под рубрикой #киноклуб ямадама
#первый канал #1 канал #вертинский #сериалы #обзор фильма #обзор сериала