Найти тему
Добрый Аудиофил

Видиконовый Дюйм или как принять 16 за 25. Обзор видео-Лампы без которой не появилось бы телевидение.

Всем Доброго Аудиофильского!

Сегодня у нас пойдет речь о видеотехнике.

Как-то не справедливо мы ее обходим. А ведь в кино различные 5.1, Долби Атмосы и прочие няшные звуки. Но мы почему-то отчаянно игнорируем тему кино-звука.

Но сегодня разговор про лампы.

А именно про радио-лампу под названием Видикон.

фото отсюда https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD

Давным давно, когда на белом свете жили...

В общем дело было так. Было плечное изображение. Пленочное фото, пленочное видео.

Мир себе жил никого не трогал. И тут один инженер взял да и телек изобрел.

А телек это ведь не только кинескоп. Хотя с него дело и началось. Сначала были кинескопы. Их применяли в осциллографах.

А уже потом додумались, что на эту технику можно не только синусы с косинусами выводить, но и тангенсы с коТАНАМИ.

Для этого лет 70 понадобилось. Там ведь надо было сначала цифровое изображение, потом интернет, потом камеру с сенсором размером в 4 раза меньше спичечной головки, потом Ютуб. И только потом КОТАНЫ на экране пошли.

В общем однажды взяли да и изобрели ВИДИКОН. Потом был еще и Иконоскоп.

В общем как это дело работает.

Это почти кинескоп. Там точно так же формируется луч. Он точно так же "светит" на передний слой. Он точно так же отклоняется магнитной системой. Ему точно так, же как в ЧБ телеках, целый КИЛОВОЛЬТ разности потенциалов между анодоном и катодом заряжают.

Но вот вместо люминисцентного слоя, который светится когда в него поток электронов прилетает, здесь применяют другое напыление.

Эта штука называется фотопроводящий слой. А перед ним еще находится специальная прозрачная пленка, эта пленка токопроводящая. И называют ее сигнальная пластина.

Ну а дальше типичный ПЗС принцип. Расшифровывается как прибор с зарядовой связью.

Суть в том, что фоточувствительный слой меняет свое сопротивление в зависимости от освещенности.

Но не все так просто. Дело в том, что изначально луч сканируя изображение этот слой заряжает.

А вот дальше в зависимости от совещенности,в момент попадания луча в точке его касания происходит вылет электронов на токопроводящую пластину.

И делает он это пропорционально уровню освещенности данной точки.

Дальше луч перемещается на следующую точку, и оттуда вылетает порция электронов, дальше следующая.

В общем на выходе Видикона с этой самой пластины получается напряжение, которое меняется в зависимости от освещенности данной точки.

Вот в общем и все.

Но главное здесь игра размеров.

Дело в том, что диаметр Видикона это диаметр посадочной вилки, в гнезде. Это же лампа. А значит в первую очередь нужны размеры куда ее втыкать.

При этом гнездо у лампы обычно диаметром с саму колбу лампы. Исключения конечно есть. Но обычно так.

Наиболее популярный размер Видикона это 1 дюйм. Это 25 мм по диагонали.

Но вот сканирующее поле у него при этом 16мм. Т.е. поле зрения.

И как-то так пошло, что во всей видеотехнике применяется Видиконовый Дюйм при разговорах о размере матрицы.

Т.е. реально дюймовая матрица в фотике или камере это на самом деле матрица с диагональю 16 мм, а не 25.

В видео технике есть свой дюйм. Он так и называется Видиконовый Дюйм. В общем-то от 2/3 от обычного дюйма.

Вот такая история.

П.С. для применения в космических целях, на спутниковых аппаратах, еще в середине 70х применялись видиконы с разрешением 2 мегапикселя. Т.е. 1600 на 1200 писклей. Это ж почти Фулл Хд.

Именно на такую технику сделано большинство крупноплановых фоток Марса, Юпитера и колец Сатурна.

Спасибо, что дочитали!