Найти в Дзене
Елена Меренская

Не мы судим прошлое, это оно судит нас. Часть 2.

Семья советского командира, 1941 год
Семья советского командира, 1941 год

Продолжение. Начало здесь.

Как не пытаюсь объяснить, что пишу о предвоенной истории, что история, это все то, что было реальностью еще час назад и что этого уже не вернуть и не поправить, что прошлое нам наука на будущее, но нет.
Непременно найдутся обвинители в сталинизме или советизме. А как вести речь о том времени, без разговора о Сталине и Советской власти?

Современные истории про то непростое время изобилуют легендами и домыслами, хорошо потребляемыми массовым читателем. Причина проста: есть факты, лежащие на поверхности, потому видимы не только автором военной истории, но и его читателем. Эти факты раскрашиваются авторскими фантазиями и готовый результат выставляется на продажу.

Тем, кто настойчиво желает перевести тему в сталинские методы борьбы за власть, отвечать не стану, все мои ответы в статьях по ссылке о методах и результатах

1. Еще раз о неготовности Советского Союза к большой войне в 1941 году.

Аргументы против версий авторов, утверждающих о планах Сталина завоевать Германию или Европу, в моих статьях по ссылке.

В первой части статьи обратила внимание читателей на то, что количество советских вооружений к 1941 году, фактор вовсе не определяющий возможный успех СССР в войне с Германией.
Где было взять кадры, имеющие достаточного первичного и общего образования, что бы обучить профессиональным навыкам владения современным оружием и техникой?
Как без этого обеспечить большой предвоенный авиационный парк страны подготовленными летчиками, штурманами, радистами, техниками и прочими классными специалистами?
То же с артиллерией, танковыми частями, флотом, тыловыми и прочими военными службами.
Возьмите деревенского парня с 4-х классовым начальным образованием и сделайте из него штурмана, наводчика гаубичной артиллерии, понимающего стрельбу по реперу.

-Кадры решают все.- Мудрость приписываемая Сталину. Опять же с негативным оттенком.
По данным историка Исаева на 1941 год военных с высшим военным образованием было менее 3%.

Первичная общая подготовка граждан страны начинается еще с младой жизни: школы, система профтехобразования, средние и высшие учебные заведения, курсы подготовки и переподготовки.
Наконец, немаловажно, что и профессиональная массовая подготовка промышленных рабочих возможна только в условиях современного, по времени, производства.
Вот те первичные, базовые условия, необходимые для формирования военной профессии или специальности.

В результате первых двух пятилеток, к 1941 году СССР преодолел только общую неграмотность и вышел на уровень завершения всеобщего начального образования.
(Подробнее:
"Резолюция объединенного Пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) "Итоги первой пятилетки и народнохозяйственный план 1933 года-первого года второй пятилетки" 10 января 1933 года.
" Справочник-календарь "Страна социализма" ОГИЗ Государственное социально-экономическое издательство. Москва., 1940 года"

Что представляла собой советская Россия после всех перенесенных ею трагедий: Первой Мировой войны, Гражданской войны, после разорительной и грабительской оккупации ее территорий Германией и Антантой, достаточно известно.
К 1941 году было заложено только начало индустриализации страны, начало грамотности и благосостояния населения, начало развития дальневосточных, сибирских и национальных территорий.

"Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут."
Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр.329

Германия в отличие от СССР к началу войны имела совершенно иной кадровый потенциал.
После Первой Мировой войны Германия потеряла:
-13,5% своей территории с населением в 6,5 млн человек;
-до 88% добычи угля, 70% выплавки чугуна, 40% выплавки стали;
-общий объем производства снизился на 43%.
А еще версальское ярмо контрибуций и ограничений.

Но не надо забывать, что до Первой Мировой, Германия являлась высоко развитой индустриальной страной. Это требовало профессиональных, классных кадров рабочих и специалистов.
И такие кадры в Германии были выращены.
Война 1914-1918 г.г. не прервала и не нарушила существующую социально-образовательную систему Германии, вот почему уже к 1924 году начались процессы стабилизации немецкой экономики.
Стали возникать крупнейшие немецкие монополии: мировой гигант, химический концерн "НГ "Фарбениндустри"; шесть концернов по добыче рурского угля, стальные и чугунолитейные, коммуникационные концерны, такие как "АЭГ" и "Сименс".
Можно было этого достичь без квалифицированных национальных кадров?
К 1928 году Германия превысила свой довоенный уровень на 8% и вышла на
второе место в мире (!) по уровню промышленного производства.

Советский Союз к 1940 году по многим показателям темпов развития и роста вышел на первые места в мире.
Есть разница между уровнем промышленного производства Германии и темпами развития промышленного производства СССР?

Пояснение: 1). Версальские ограничения для Германии стимулировали немцев обратиться к СССР с предложением о торговых договорах.
2). Советский Союз сделал встречное предложение о займе на закупки и поставки немецких технологий, техники, пуско-наладочных и эксплуатационных работах. И еще одно условие - обучение советских работников немецкими специалистами.
Подробнее о германо-советских кредитно-торговых договорах в статьях по ссылке.

2. О запоздалой мобилизации в СССР и причинах несопоставимых потерь в начальном периоде войны.

"Военное руководство и окружение Сталина питали иллюзию, будто мощь Красной Армии равна мощи сил вермахта, сосредоточенных у наших границ. Откуда такой просчет? Во-первых, всеобщая воинская повинность была введена только в 1939 году, и, хотя Красная Армия утроила свой численный состав, в ней не хватало людей с высшим военным образованием....
Количество военных училищ и школ, открытых в 1939 году (!, автор), хотя и впечатляло, но их не хватало."
Павел Судоплатов. - Разведка и Кремль- ТОО "Гея", М., 1997, с.с. 139-140
Из Интернета.
Из Интернета.

Указ о мобилизации в отдельных военных округах СССР только с 23 июня 1941 года был принят непростительно поздно.
Объяснений тому опубликовано достаточно: от опасения, что мобилизация-это война, до заблуждений, о которых сказал выше Павел Судоплатов.

Сегодня легко осуждать мотивы и причины поступков и действий прошлых руководителей страны.
Но, если еще раз осмыслить кадровый потенциал Советского Союза в 1941 году, с точки зрения образовательного ценза, то задержка мобилизации по времени покажется не столь существенной оплошностью.
Важнее было бы объявить мобилизацию, кроме перечисленных округов, в тыловых округах с целью обучения и подготовки полноценных резервов уже на начальном этапе войны.

3. Отличие подготовки германских военных от советских.

Сравнивая общую образовательную подготовку довоенных Германии и СССР, нельзя не сказать и о подготовке военной.

Хочу, чтобы автора поняли правильно и не бросались упреками, мол а мы и так немцев победили.
Знаю и горжусь.

Некоторое время назад читатель, из бывших военных, в комментарии высказал обиду, что проходил в капитанах сверх установленных сроков.
Тем самым, бывший военный указал на, до сих пор существующую в нашей армии, порочную систему служебной карьеры офицеров.
Наш офицер служит, что означает для него ожидание срока выслуги для очередного звания и должности на продвижение. Повезет, то отучится в военной академии, еще повезет, то закончит и Академию Генерального штаба.
А не повезет?
Тогда офицер теряет интерес к службе и лишь отбывает срок выслуги для пенсии.

В вермахте военная служба понималась как особый вид работы. Сначала должность, а уж затем соответствующее звание. И обучали конкретной должности, а не решали вопрос о соответствии кандидата только на основании выслуги и его морально-волевых качеств.

К примеру, послужной табель генерала Гейнца Гудериана:
-школа с 6 лет;
-в 12 лет принят в кадетский корпус для младшего возраста;
-в 14 лет принят в кадетский корпус для старшего возраста;
-в 18 лет -фендрих в егерском батальоне, три месяца учеба рядовым;
-в 1907 году 9 месяцев обучения в военном училище;
-только в 1908 году патент лейтенанта.
В октябре 1914 года произведен в обер-лейтенанты, а Гудериану уже 26 лет, образование и участие в Первой Мировой войне.

Почему?

Вопрос изучал Юрий Мухин и рассказал в своей книге "Если бы не генералы." Москва, "Яуза", 2006, с.с.704-723.
На Мухина и сошлюсь.
В вермахте различали
"базовые должности" и, соответственно, "базовые звания". Остальные - промежуточные или расширенные.
Так, для рядового и унтер-офицерского состава базовыми были:
-боец, это рядовой или ефрейтор;
-унтер-офицер, это командир отделения (10 человек);
-фельдфебель, это командир взвода (ок. 50 человек).
Дальше шла выслуга классность по военной профессии, и соответствующее жалование, например, вышел на пенсию рядовым с должности старшего стрелка по выслуге лет.

Для производства в офицеры из действующей армии требовалось базовое общее образование и предварительное производство в унтер-офицеры.

Подробнее можно прочесть в книге германского танкиста Отто Кариуса "Тигры в грязи" М.,2005, с. 17., где тот пишет, как по приказу его с восточного фронта отозвали в Германию для обучения на получение офицерского чина. Он этого не хотел, поскольку такие офицеры оставлялись в тыловых подразделениях, для дальнейшей подготовки к конкретной должности.

Базовое офицерское звание и должность-гауптман (капитан)-командир роты (около 200 человек).
Следовательно, лейтенанты и старшие лейтенанты - это помощники.
Должность командира полка и выше можно было получить только при условии переподготовки по профессии командира полка
(пехоты, танкового и пр.) или окончания академии, или прохождения штабных должностей.
Тот же Гудериан отслужил при штабах с 1916 до 1918 г.г. в звании гауптмана (капитана).

Профессионализм немцев в прошедшей войне невозможно было обойти даже в советских патриотических фильмах.

Продолжение следует.

С уважением к подписчикам и читателям, автор.