На днях АО СХК обзавелось очередным заместителем генерального директора. Им стал хорошо знакомый всем нам Андрей Галата
Заниматься новому заместителю предстоит выводом ядерных производств из эксплуатации и приоритетными направлениями деятельности предприятия. Задачи звучат несколько странно, поскольку, если верить президенту АО ТВЭЛ Наталье Никипеловой, вывод из эксплуатации и является вместе с конверсионным производством основными видами деятельности АО СХК. Но не будем буквоедами, а обратимся лучше к личности нового назначенца. Пути господина Галаты к нынешней должности оказались и путанными, и тернистыми. Со своими взлетами и падениями.
На острие удара
Лет восемь назад Андрей Александрович, покинув пост руководителя Сублиматного завода, одного из основных в структуре комбината на то время, взялся за развитие неядерных производств. В рамках должности директора проекта по общепромышленной деятельности. Направление перспективное, молодое, с огромным количеством планов и неослабным вниманием со стороны столичного начальства. И новый назначенец засучил рукава!
Давайте вспомним сегодня, чем же ему на тот период пришлось заниматься. Одни планы производства электролита для аккумуляторных батарей вместе с освоением выпуска диковинного бериллия чего стоили! Причем по производству последнего вполне всерьез атомщики планировали вывести Россию на четвертое место в мире! Впрочем, и планы насыщения рынка особыми аккумуляторами также не могли не захватывать дух.
Энтузиазм и свершения нового директора вовремя были замечены, и уже через пару лет А. Галате поручается развивать уже все «новые производства» комбината. Что ядерные, что неядерные. Соответственно, выросло и количество направлений в работе. К электролиту с бериллием прибавилось и строительство конверсионного завода. Тут уж и размах приложения сил требовался небывало масштабный. Четыре производственных блока — аффинажный, оксидо-сублиматный, производство фтора и, что немаловажно, переработка образовавшихся отходов. Это вам не хухры-мухры! Именно с ним Росатом планировал очередной технологический прорыв на рынке ядерных технологий.
Это уже потом станет понятно, что ни прорывов тебе, ни почетных мест, ни электролита с батареями. Во всяком случае, на день сегодняшний.
Но кто думал в то незабвенное время «большеордынских мечтателей» о столь печальной судьбе всех этих проектов, от которых разве что не пело сердце! И какова вероятность успеха, если бы их до самого завершения вела твердая рука молодого тогда руководителя?!
Недолго музыка играла
Однако минует всего четыре месяца (с учетом рождественских каникул) со дня назначения «рулить» новыми производствами АО СХК, а господина Галату «труба зовет» на новые свершения. В славный город Новоуральск, где его ждет должность заместителя руководителя Уральского завода газовых центрифуг. Сказывают, сменить пришлось уже третьего руководителя на этой должности за каких-то пару лет.
Вот так — от бериллия с аффинажем до газовых центрифуг. Воистину по классику, «надо цензором — буду цензором. Прикажите — возглавлю фрегат «Паллада!».
Правда, вместо капитанского мостика на известном судне, наш замечательный назначенец 12 мая 2016 г., ровно через квартал ударного труда, всходит на «мостик» другой — руководителя НПО «Центротех». Все там же, в Новоуральске.
Как явствует из содержания сайта атомного ведомства, предприятия, которое «обладает уникальными компетенциями в атомной, военной, авиакосмической, нефтегазовой и приборостроительной областях». Причем путь этот А. Галата одолел всего за три месяца и четыре дня!
И потекли трудовые будни. Что любопытно, новому руководителю пришлось и здесь столкнуться с планами производства литий-ионных аккумуляторов. И вновь, к сожалению, без значительных успехов. И вновь с чувством, что дай господину Галате потрудиться в кресле директора малость побольше, результат мог бы быть иным.
Но как говорил некогда популярный сыщик Гуров, «что выросло, то выросло». Потому как ровно через два года Андрею Александровичу указали на дверь!
Отчего вдруг начальство «топливной компании» столь сурово обошлось со своим назначенцем, публично не сообщалось. Хотя очень даже странно — «сняли» с перспективной и значимой должности в Северске, направили на неведанную работу в Новоуральск и, не дав особо оглядеться, вникнуть в новые задачи, уволили (хотя, допускаю, трудовые отношения прервались по соглашению сторон).
Какие-то ответы, думаю, можно было найти в результатах работы предприятия. Однако со сведениями финансово-экономического характера за 2016 и 2017 гг. в свободном доступе образовался большой напряг. Но кое-что найти все же удалось.
Например, по итогам 2015 г. убытки составляли 46 млн рублей. Но то, как оказалось, всего лишь «цветочки». Ведь год 2018, последний год работы нашего лидера на уральской земле, «отметился» уже полумиллиардным убытком.
И еще одна цифра — за указанный выше период рентабельность уменьшилась почти в 12 раз и стала отрицательной!
Впрочем, «вешать всех собак» на А. Галату явно не стоит. Во-первых, покинул он должность в начале апреля 2018 г. Следовательно, «делить пряники» следует и с его сменщиком. Во-вторых, принятое им «наследство», выражаясь словами начальницы АО ТВЭЛ Н. Никипеловой, находилось далеко не в «шоколаде».
Другой вопрос, за последующие времена дела НПО «Центротех» бодро рванули вверх. Достаточно вспомнить, что в прошлом году размер чистой прибыли составил уже 215 млн рублей при положительной рентабельности в 4,5% и значительном росте выручки. Опять же не стоит забывать о почти миллиардном кредите, который мы видим в соответствующей графе отчетности за 2018 г. И еще, надо понимать, об усилившемся внимании со стороны руководства АО ТВЭЛ.
Круг замкнулся
Андрею же Галате предложили вернуться в родной Северск. На довольно невзрачную должность советника генерального директора АО СХК. Причем новый фронт работ, определенный Андрею Александровичу, непосредственно работы предприятия не касался. Он курировал развитие местной ТОСЭР. Насколько успешными оказались для него эти годы, однозначно и не ответить. Ведь за конкретный итог можно предъявить спрос исключительно при наличии полномочий, которых у А. Галаты не было вовсе.
И вот по прошествии трех лет наш замечательный атомщик наконец-то фактически пришел к тому, от чего уехал еще в феврале 2016 г. — должности заместителя генерального директора комбината и при этом с очень даже похожими обязанностями.
За это время его преемник на посту директора Сублиматного завода Сергей Котов успел стать генеральным директором АО СХК и, думается, не оставил без внимания своего старого коллегу и начальника.
Правда, развитие предприятия, в отличие от того времени, господа из Росатома связывают не с конверсионным заводом и производством бериллия вместе с «начинкой» аккумуляторов небывалой мощности, а в том числе и с выводом ядерных объектов из эксплуатации. По мнению все той же «атомной президентши» Н. Никипеловой, цитирую,
«Центр компетенций по выводу из эксплуатации (объектов атомной энергетики), созданный на СХК, становится настоящей, успешной бизнес-единицей. К 2023 году выручка по этому направлению составит 5 с лишним миллиардов рублей. И это не столько работа на своей площадке (СХК), сколько работа на всех других площадках «Росатома».
Так что в добрый и долгий путь, уважаемый Андрей Александрович! Вот только неясно, насколько на сей раз он окажется долгим?
Владимир Долгих