Репрессивная политика в борьбе с коронавирусной инфекцией бьет не по вирусу, а по людям
Все активнее входят в жизнь QR-коды, а вместе с ними и сопровождающие их проблемы.
Прежде всего, речь идет об элементарной технической и юридической готовности к такому контролю. Ситуация с QR-кодами вызывает явное раздражение у многих граждан, поэтому и с внесенными в Государственную думу РФ законопроектами об использовании этой меры в общественных местах и на транспорте депутаты благоразумно решили не спешить, отправив их на обсуждение в различные структуры, а также в регионы. Впрочем, некоторые местные власти предпочли не дожидаться, что им предпишут власти федеральные.
Очередной прыжок на грабли
В Татарстане, например, ужесточили ограничительные меры. Согласно распоряжению главы республики, система QR-кодов введена в регионе с 22 ноября на городских автобусах, пригородных и межмуниципальных, в том числе и в метрополитене. Уже к полудню контролеры высадили из трамваев и троллейбусов около 800 пассажиров, поскольку они не имели при себе QR-коды. Это мгновенно привело к конфликтным ситуациям: в салонах общественного транспорта стали возникать скандалы, люди были крайне раздражены ситуацией. Дело доходило до рукоприкладства: одному кондуктору сломали нос, другому пшикнули в лицо газовым баллончиком, неизвестные напали на экипаж общественного транспорта и так далее…
Сообщалось, что у некоторых QR-контролеров аппарат для считывания кодов не работал, вследствие чего образовались очереди. Наблюдались вынужденные простои машин и скопление людей на остановках. Очевидцы рассказывали, к примеру, как измученная кондуктор по десять минут пробиралась по салону, требуя код. При этом добрая половина пассажиров, не охваченная проверкой, успевала проехать невольными «зайцами» и выйти.
За первый же день у работников городского транспорта, особенно у кондукторов, возникла апатия. В то же время возросла нагрузка на такси, эта услуга тут же неоправданно подорожала. Горожане сообщали об увеличение цен на такси в два раза. Они связывали этот факт именно с введением системы QR-кодов в общественном транспорте региона.
«Очень жаль, что прыжки на грабли не входят в олимпийскую программу. Сборная российских чиновников взяла бы все медали на сто лет вперед, что называется, одной левой», — отозвался о ситуации в Казани публицист Илья Вайцман. Он отмечает, что противоэпидемический эффект для города с населением в 1,2 млн человек (и 1,6 млн в агломерации) от всего этого равен нулю. Зато спровоцирован взрыв социальной напряженности.
Противники «куаризации» вышли на митинг
Уже в среду 24 ноября спонтанное мероприятие в центре Казани собрало под сотню противников «куаризации». «Долой QR-коды!» — скандировали собравшиеся. Большинство пришедших — пенсионеры и люди предпенсионного возраста, которые по разным причинам не сделали прививки. Люди были возмущены нарушением их прав. «Конституция и федеральный закон выше всяких постановлений!», — возмущалась одна из пришедших.
Собравшихся тут же окружили полицейские, которые поначалу через рупор просили всех разойтись. Однако расходиться никто не хотел, напротив, вступали в перепалку со стражами порядка. Спустя 10 минут на площади появились предвестники окончания митинга — автозаки. Полицейским потребовались считанные минуты, чтобы набрать два полных автозака. К слову, в полицейские автобусы запускали безо всяких QR-кодов. Всех задержанных доставили в отдел полиции для составления административного протокола за участие в несанкционированном митинге.
Таким образом, негатива от инициативы введения обязательных QR-кодов в общественном транспорте в столице Татарстана оказалось много, а вот пользы, по существу, никакой. За несколько дней эксперимент не только показал свою бесполезность, но и экономически ударил по муниципальным перевозчикам. Итогом протестного митинга стала пара десятков задержанных, которым грозит штраф в размере от 10 до 20 тыс. рублей. Невольно напрашивается вывод: неужели очередные штрафы и были целью введения ограничений на транспорте в столице Татарстана?
Последствия введения QR-кодов все ощутимее
По наблюдениям общественности, вводимые новшества наносят ощутимый ущерб интересам бизнеса и ограничивают права граждан. Так, жительница Сургута не смогла пройти в торговый центр из-за вероятного сбоя в системе проверки кодов. «Превышено допустимое количество проверок данного QR-кода за последние 10 минут», — гласило сообщение на устройстве контролера. На этом основании женщину и ее мать не пустили в магазин. Примечательно, что сама сургутянка уверяет, что воспользовалась кодом всего второй раз за день. Что там придумала «система», видимо, еще предстоит разбираться, но и удивляться не стоит. Только на позапрошлой неделе многие россияне столкнулись с масштабным сбоем, из-за которого у привитых граждан сократился срок действия QR-кодов о вакцинации в два раза — с года до полугода.
Вынужденное превышение полномочий
На сегодняшний день все, что связано с QR-кодами, законодательно не урегулировано или никак, или недостаточно. Поэтому возникающие правовые пустоты каждый заполняет, как хочет. Напомним, что у граждан требуют предъявлять не только собственно QR-код, но и паспорт. И здесь возникает вопрос в правомочности таких действий. Как поясняют юристы, ни охранники в торговых центрах, ни кондукторы вообще не имеют право проверять личность. Они превышают полномочия, но их заставляют это делать. Если называть происходящее простым языком, то это произвол. Законодательная база может когда-то и будет создана, если государство все-таки будет распространять QR-коды и идти на дальнейший конфликт с обществом. Пока же кто в лес, кто по дрова.
«Присвоение товарного знака (QR-кода) людям считаю преступлением». К. Кинчев
24 ноября врачи 11 крупнейших российских больниц, занимающихся лечением людей от COVID-19, опубликовали открытое письмо, адресованное политикам, актерам, музыкантам и «другим противникам вакцинации» от коронавируса. Среди авторов открытого письма главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко, главврач Московской городской клинической больницы № 52 Марьяна Лысенко, главврач ГКБ № 67 Андрей Шкода. По их словам, знаменитым антиваксерам нужно посетить больницы.
Адресатами письма стали лидеры КПРФ и «Справедливой России» Геннадий Зюганов и Сергей Миронов, вице-спикер Госдумы от «Единой России» Петр Толстой, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян, актриса Мария Шукшина, певицы Наталья Ветлицкая и Катя Лель, актеры Егор Бероев и Оскар Кучера, лидер группы «Алиса» Константин Кинчев, музыкант Юрий Лоза.
В ответ на резонансное письмо лидер КПРФ Г. Зюганов заявил, что выступает не против прививок, а против обязательной вакцинации. «Вместо того чтобы заниматься развитием медицины, первичного звена здравоохранения, власти устроили аусвайс, раскололи людей на вакцинированных и невакцинированных. Я не против вакцинации, но я за умный подход… Ко мне приходят люди и рассказывают, что начальство их гонит на вакцинацию, хотя они только недавно болели», — заявил Зюганов.
Еще один адресат письма, вице-спикер Госдумы от «Единой России» П. Толстой заявил, что многие его близкие, друзья и коллеги (как вакцинировавшиеся, так и нет) побывали в больницах. «Я исхожу из позиции нашего президента, не раз говорившего о добровольности такого решения для каждого гражданина», — написал он в своем Telegram-канале.
Другой адресат письма, телеведущий О. Кучера заявил: «У меня встречный вопрос к врачам: не хотят ли они прогуляться в «красную зону» онкобольных или туберкулезных больных? Неужели врачи, подписавшие письмо, считают, что мы — те, кого они упомянули в письме, — отрицаем болезнь? Нет, никто не отрицает. Они путают медицинские и социальные понятия. Медицинские понятия должны присутствовать в медицине, не лезть в нашу жизнь. Я не хочу, чтобы ущемляли мои права и права людей, которые не привились экспериментальным препаратом».
В «светлое» будущее… без стариков?!
Странное дело, но все административные меры, принимаемые в борьбе с коронавирусом — та же самая вакцинация и «куаризация» — однозначно раскалывают общество. Кроме того, возникает вопрос: почему проводником в «светлое куаркодное будущее» должен быть обязательно сайт Госуслуг? Почему, например, нельзя получить этот код в поликлинике, когда сделал прививку и получил сертификат? Почему надо куда-то еще обращаться за каким-то кодом? Есть сертификат о вакцинации, он утвержден Минздравом. Тогда почему недостаточно сертификата? Причем тут какие-то QR-коды?! А если у человека нет смартфона? Известно, что не все пожилые люди даже смс читают, что уж говорить о смартфонах — они и не получат никогда никакой QR-код, а значит, рискуют лишиться большой части услуг и возможностей. Моя 85-летняя мама, внимательно слушая новости, на днях сказала: «Ну что ж, доченька, не смогу я, видимо, теперь ходить в парикмахерскую… Будешь ты меня стричь». Получается, что пожилое население, которое всегда голосует за нынешнюю власть, грубо наказывают. За что?!
От редакции: пока статья готовилась к публикации, появилась информация о том, в правительстве обсуждают планы изменения названия документа о вакцинации от коронавируса. Использование термина «QR-код» планируется свести к минимуму, сообщил РБК со ссылкой на два источника, близких к администрации президента, и источник, близкий к правительству.
Федеральный чиновник пояснил изданию, что QR-код — это инструмент передачи информации, а сам документ должен называться по-другому. Собеседники издания рассказали, что сейчас с помощью социологических исследований тестируются разные варианты названий, среди которых «паспорт здоровья», «сертификат здоровья», «зеленый паспорт», «ковипасс», «санитарный паспорт» и т. д.
Один из собеседников отметил, что финальное название документа, скорее всего, будет закреплено официально. Это можно сделать через поправки ко второму чтению законопроектов о QR-кодах или документом оперативного штаба по борьбе с коронавирусом. Закрытые социологические исследования показали, что более 50% россиян негативно воспринимают термин «QR-код», при этом показатель может вырасти. Среди таких людей есть и вакцинированные, и еще не сделавшие прививку. Часть людей воспринимает словосочетание «QR-код» как сатанинское, кто-то смотрит на него как на ограничение свободы, пояснил собеседник издания.
Уважаемый читатель, а теперь ответьте на вопрос: вам важно, как будет называться законопроект — о QR-кодах или о паспорте здоровья? Или все-таки важна суть документа, которую менять, похоже, никто не собирается?
Ева Маденова