#путешествия по россии - важная и неотъемлемая часть моей работы.
Вот и в городе Вытегра Вологодской области я оказалась благодаря командировке. Посещать #достопримечательности заранее не планировала, т.к. ожидалось много работы, но… волею судьбы, в один из командировочных дней появилось «окошко» в виде пары часов свободного времени? Как организовать #досуг , если ты в чужом городе? Мы расспросили об этом местных жителей и узнали про #музей подводной лодки! Музей в Вытегре (на границе Вологодской области и Карелии), представляете? Конечно, мы туда и отправились на экскурсию, ну интересно же
Расположенная на берегу реки Вытегра подводная лодка #Б-440, во многом обязана своим расположением уроженцу этих мест, конструктору подводных дизельных лодок, контр-адмиралу, Михаилу Алексеевичу Рудницкому. Да, подводная лодка Б-440 — не его проект, а уже наследница подводных лодок серии «К», но дань памяти таким образом отдали. Несмотря на то, что для установки подлодки (с последующим превращением ее в музей) пришлось провести дноуглубительные работы, субмарину установили именно здесь, чтобы таким образом почтить память Рудницкого, ведь он #человек-легенда
И вот мы стоим перед Б-440 и, сжимая в руках билетики, предвкушая и волнуясь рассматриваем субмарину снаружи. В лучах осеннего солнца хочется не отрываясь любоваться на нее, притягивающую взгляд своей особой, сурово-военной красотой. Музеем, кстати, она стала в 2005 году, а до того времени, почти 30 лет несла службу в Северо-Восточной Атлантике, а так же в Средиземном, Норвежском и Баренцевом морях.
Немного цифр:
Длина Б-440 составляет 91 метр, ширина — 8,5 метров, высота 12 метров. Подводное водоизмещение 2472 тонны. Может погружаться на глубину до 280 метров, двигаться под водой со скоростью 15 узлов. Автономность плавания составляет 90 суток.
И всё таки, давайте уже посмотрим на субмарину изнутри и прогуляемся по ней виртуально, через мои фотографии.
Конечно, дверей в перегородках изначально не было. Их прорезали при переоборудовании лодки в музей для удобства прохода посетителей, но, в целом, интерьер сохранился очень неплохо.
Перемещаясь из отсека в отсек, рассматривая убранство и детали помещений, можно только догадываться, как жилось команде в такой тесноте в условиях автономного плавания. Это вам не #локдаун и #ковидные ограничения
весной 2020го, тут ни на балкон не выйдешь, ни за хлебушком воздухом подышать.
При переоборудовании лодки под музей прорезаны двери в перегородках, но в целом #интерьер сохранился неплохо.
Вот, что вспоминает Ветров Юрий Алексеевич, #капитан 1 ранга в отставке о службе на Б-440 и хитростях посещения уборной (морское название – гальюн).
Гальюнов в подводном положении работало два - в 3-м и 6-м отсеках, но очереди, как правило, были редкими. Из-за консервированной пищи у всех были запоры, по-большому ходили примерно раз в 3 дня. В надводном положении работал только один верхний гальюн (в легком корпусе в выгородке за выдвижными устройствами), подводными в НП было нельзя пользоваться. Поход в этот гальюн - чудо эквилибристики. Во-первых, надо было дождаться "добра" на выход наверх (по квоте). Затем пробраться во тьме мимо выдвижных штанг, густо смазанных АМСом (вонючей смазкой) и в условиях дергающей качки не прикоснуться к ним. Далее в выгородке присесть на "солдатское очко" и держаться за боковую ручку, соблюдая определенное балансирование.
«А где же фото с мостика? Вид сверху?» - спросите Вы меня. А их, увы, нет. В день нашего посещения выход наверх был закрыт по техническим причинам (не могу сказать каким), но нас это не расстроило. Значит будет повод вернуться сюда вновь.