Найти тему

Про катапультационное кресло К-36

К началу 60-х гг. в эксплуатации находилось порядка 30 типов катапультных кресел разных разработчиков, требующих от летчиков специальных навыков по их применению, а от предприятий-изготовителей и обслуживающего персонала – затрат на их производство, ремонт и эксплуатацию. В целях унификации средств аварийного покидания и повышения их эффективности по заданию Министерства авиационной промышленности в 1965 г. завод АО "ННП ЗВЕЗДА" имени академика Г.И. Северина приступил к созданию унифицированного катапультного кресла для установки на вновь строящиеся и модернизируемые боевые самолеты всех авиационных фирм. Этому креслу был присвоен шифр К-36.

К-36
К-36

Семейство кресел разделилось на четыре ветви:

1) К-36Д - Су-17М3, Су-17М4, Су-17УМ3, Су-24.

2) К-36ДМ (с дефлектором, модернизированное) серии 2- МиГ-29, Су-27,

Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Ту-160.

3) К-36Л (облегченное)-Су-25, Су-39.

4) К-36ВМ (для самолетов вертикального взлета)-Як-38, Як-38М, Як-38У.

-2

А вот и наиболее известные случаи спасения:

8 июня 1989 года на международном авиасалоне в Ле Бурже лётчик-испытатель Анатолий Квочур на МиГ-29 при выполнении фигур высшего пилотажа завалился на бок и начал падать. На высоте 80 метров, при движении самолёта под углом 90 градусов к земле, было произведено катапультирование. Летчик остался жив.

24 июля 1993 года на авиабазе «Фэйфорд» в Великобритании во время выполнения в паре фигуры «мёртвая петля» на параде, посвящённому 75-летию Королевских ВВС, в воздухе столкнулись два истребителя МиГ-29 Сергея Тресвятского и Александра Бесчастнова. Пилотам удалось катапультироваться из разваливавшихся в воздухе машин.

12 июня 1999 года на международном авиасалоне в Ле Бурже во время тренировки комплекса фигур высшего пилотажа истребитель Су-30МКИ задел землю хвостовой частью и воспламенился. На высоте около 50 метров оба лётчика — командир экипажа Вячеслав Аверьянов и штурман Владимир Шендрик — успешно катапультировались.

27 июля 2002 года на авиабазе Скнилов в ходе авиашоу в честь 60-летия 14-го авиационного корпуса потерпел катастрофу истребитель Су-27 украинских ВВС. Самолёт под управлением пилотов Владимира Топонаря и Юрия Егорова выполнял фигуру высшего пилотажа «косая петля с поворотом». Пилотам не хватило высоты, чтобы вывести самолёт из снижения. Катапультирование было произведено после того, как самолёт первый раз ударился о землю и зацепился за демонстрировавшийся на лётном поле Су-17. Оба пилота выжили.

И в настоящее время ведется модернизация данного кресла, которое спасет еще ни одну жизнь.