Картин, где в центре сюжета был любовный треугольник, в советском кино не так и много. Начальство косо поглядывало на такие ленты, полагая, что они бросают тень на моральный облик советской семьи. Однако если подобные фильмы все же выходили в прокат, то мгновенно становились популярными, что, конечно, доказывало актуальность проблемы для миллионов зрителей.
Майя Менглет / Тоня «Дело было в Пенькове» (1957)
Талантливый режиссер Станислав Ростоцкий уже первым полнометражным фильмом доказал, что говорит со зрителем на одном языке. Действие его картины разворачивалось в колхозе, куда из города приехала молодой специалист Тоня. Девушке приглянулся красавец-тракторист в исполнении молодого Вячеслава Тихонова, однако у мужчины уже была семья.
Это обстоятельство не стало преградой для сближения Тони и Вячеслава, поэтому вскоре герои стали участниками непростого любовного треугольника. Из-за остроты темы худсовет отказался выпускать готовую картину в прокат, однако партийному руководству фильм понравился, поэтому ему дали «зеленый свет».
После премьеры дебютантка Майя Менглет получила всесоюзную известность, а зрители завалили режиссера письмами в поддержку героини, в которых просили, чтобы ее возлюбленный в коем случае не возвращался к супруге.
Сам постановщик видел финал фильма открытым, поскольку справедливо полагал, что подобные проблемы не имеют однозначного решения. Вместе с фильмом всесоюзную популярность получила и песня «Огней так много золотых», которая и сегодня остается символом непростой любви.
Елена Сафонова / Ольга «Зимняя вишня» (1985)
Мелодрама Игоря Масленникова вышла совсем в другое время, однако ее огромная популярность доказала, что на любовном фронте для миллионов советских граждан ничего в общем-то не изменилось.
Героине Елене Сафоновой, которая полюбила женатого мужчину, не готового уходить из семьи, сопереживала вся страна. Дополнительный шарм сюжету добавляло появление «сказочного принца» в лице богатого красавца, готового избавить Ольгу от всех любовных проблем и надоевшего советского быта. Однако героиня гордо отказывалась от сказки, чтобы по-прежнему страдать, но любить по-настоящему и так искренне.
Картина прославила актеров, исполнивших главные роли, и сделала популярной короткую стрижку, с которой снималась Елена Сафонова. Тысячи женщин приходили в парикмахерскую и просили постричь их под «Зимнюю вишню».
Марина Неелова / Алла «Осенний марафон» (1979)
В такой же любовной ловушке оказалась и героиня Марины Нееловой. Отношения с женатым переводчиком в блистательном исполнении Олега Басилашвили приносили ей больше мучений, чем радости, однако героиня продолжала самоотверженно любить слабого и безвольного мужчину.
Тему бесхарактерности героя подчеркивали и второстепенные сюжетные линии, в которых он позволял на себе ездить и нахрапистой сокурснице, и соседу – философствующему алкоголику.
Конечно, ничего хорошего это не предвещало, поэтому «Осенний марафон» стал яркой метафорой мучительной ситуации, из которой нет выхода. А Олег Басилашвили впоследствии рассказывал, что так достоверно перевоплотиться в неуверенного рохлю ему помогла реальная растерянность, ведь актер совершенно не представлял, как играть неверного мужчину.
Зрителям картина неимоверно понравилась и даже попала в список фильмов, которые могли выдвинуть на Оскар от нашей страны, однако ввод советских войск в Афганистан перечеркнул эти планы.
Татьяна Догилева / Лида «Забытая мелодия для флейты» (1987)
В схожей ситуации оказался и герой Леонида Филатова, только в его случае мучительная нерешительность в личной жизни осложнялась стремительными переменами в стране.
Герой их прекрасно видел и даже разделял в глубине души, но ничего не предпринимал. Только с одним человеком он мог быть по-настоящему искренним и честным – медсестрой Лидой в исполнении Татьяны Догилевой.
Экранизировать пьесу, написанную в соавторстве с Эмилем Брагинским, Эльдар Рязанов задумал еще в середине семидесятых, но для тех лет сюжет об интрижке советского чиновника был слишком смелым.
Осуществить задуманное режиссеру удалось лишь во времена перестройки, за что он заплатил высокую цену, попав в больницу с микроинсультом в разгар съемок. Не меньшего мужества потребовала картина и от Леонида Филатова, мать которого всю жизнь считала эту роль сына фатальной, ведь герой артиста переживал в картине клиническую смерть.
Людмила Гурченко / Раиса Захаровна «Любовь и голуби» (1984)
А в этой жизненной комедии Владимира Меньшова симпатии зрителей всецело были на стороне обманутой супруги, которую так искренне сыграла Нина Дорошина. Отправляя мужа в санаторий, она и подумать не могла, что там он найдет ей замену.
Эффектная, яркая и энергичная Раиса Захаровна с легкостью очаровала не только героя Александра Михайлова, но и зрителей. Однако всем было очевидно, что настоящая любовь умеет прощать, а значит и у скромной Нади есть шанс сохранить семью, ведь на ее стороне дети и годы совместных радостей и горестей.
Владимир Меньшов очень долго искал подходящую натуру для съемок и в итоге нашел ее в небольшом городке Медвежьегорск на берегу реки Кумса. Домик, в котором жили главные герои, был настоящим, правда, сгорел после окончания съемок. А знаменитую сцену героев Михайлова и Гурченко на пляже снимали в Батуми в ноябре, когда температура воды не поднималась выше 14 градусов.
Кстати, за роль разлучницы развернулась нешуточная борьба. Раису Захаровну могли сыграть первые красавицы советского кино Татьяна Доронина, Наталья Кустинская и Александра Яковлева, но сделать это по-настоящему интеллигентно и очень смешно смогла только Людмила Гурченко.
А вы хорошо помните эти фильмы? Какая картина о любовном треугольнике впечатлила вас больше всего? Жду ваши ответы в комментариях. Обсудим вместе.