Приветствую. Сегодня мой рассказ об инциденте, который в СССР пытались скрыть, милиционеры запрещали фотографировать, засвечивали плёнки фотоаппаратов у очевидцев, и в результате которого рейсовым самолётам запретили летать в пределах черты города Санкт-Петербурга, ой простите, тогда Ленинграда.
А кто не хочет читать, можно посмотреть видео;
Произошло это 21 августа 1963 года. Самолёт "Аэрофлота", новенький Ту-124, борт СССР- 45021, совершал рейс по маршруту Таллин-Москва. На борту находилось 52 человека. Сразу после взлёта, экипаж обнаружил неполадку - переднюю стойку шасси заклинило. Она не убиралась до конца и не выпускалась. Вернуться в Юлемисте - аэропорт вылета, не представлялось возможным, так как его накрыло плотным туманом, и авиадиспетчеры решили направить самолёт не в Москву, а в Ленинград - в Пулково. Самолёту предстояло сесть на брюхо. В Пулково все службы были готовы и ждали лайнер.
До Ленинграда самолёт долетел без эксцессов, но топлива было ещё много и чтобы сократить вероятность пожара при посадке, экипаж начал его расходовать, нарезая круги над городом на малой высоте около 500 метров. На восьмом круге внезапно остановился левый двигатель. При этом топливомер показывал достаточное количество топлива. Экипаж запросил разрешения на срочную посадку и получил добро на пролёт к Пулково по прямой через центр города. Однако когда самолёт пролетал в районе Адмиралтейства, заглох и правый двигатель. Воздушное судно начало терять скорость и высоту, до падения 40-тонной машины на центр города оставались считанные секунды...
Тут управление на себя взял второй пилот - Василий Чеченев, ранее служивший в военно-морской авиации на гидропланах и имевший опыт приводнения самолётов. Он-то и направил лайнер на Неву. Посадка осложнялась большим количеством мостов на реке. Самолёт, снижаясь, миновал Большеохтинский мост, на высоте всего несколько метров, пролетел над тогда ещё только строившимся мостом Александра Невского и ювелирно, между мостами, приводнился на Неву, проскользил по водной глади и остановился в 100 метрах от Финляндского моста. Никто из 52 человек не пострадал. Проходивший мимо, старый буксир взял трос, выкинутый из разбитого окна кабины пилотов и притянул самолёт к правому берегу Невы к заводу "Северный пресс". Пассажиры и экипаж сошли с самолёта по крылу, а вот самолёт, получивший несколько пробоин, затонул.
Свидетелем всего этого действа стал народ, столпившийся на набережной. Фотолюбители щёлкали кадры, однако вскоре к ним стали подходить милиционеры с просьбой убрать фотоаппараты и засвечивать плёнку уже сделанных кадров. Но всё же несколько фотографий удалось сохранить, да и само событие утаить не удалось, вскоре о нём писали СМИ. Может именно поэтому при расследовании и были сняты первоначальные обвинения с экипажа и они были представлены как герои. Ну а причиной поломки стойки шасси оказался отвалившийся шаровой болт, его потом нашли на взлётной полосе. Отмечу, что командир судна Виктор Мостовой продолжил летать, позже стал начальником смены в аэропорту Внуково, а незадолго до развала СССР, эмигрировал в Израиль. Второй пилот Василий Чеченев также продолжил полёты и вскоре был повышен до командира воздушного судна.
Самолёт же восстанавливать не стали, его подняли из реки и отправили в качестве тренажёра в Кирсановский авиационный учебный центр, а позже разделали на металл. Вот такой вот случай, теперь вошедший во все учебники по лётному делу. Ну а на этом всё, спасибо, что прочитали, ставьте лайк если понравилось, подписывайтесь на канал и пишите своё мнение в комментариях. Всего хорошего.