«Люди как боги» Сергея Снегова

1K прочитали
Что самое обидное, я не нашёл ни одного изображения Звёздного Плуга...
Что самое обидное, я не нашёл ни одного изображения Звёздного Плуга...

Моё знакомство с этим произведением было странным. Дело в том, что я про него, конечно же, слышал, но всё никак не доходили руки прочитать. Да, честно говоря, не всё мне нравилось из советской фантастики – особенно после «Туманности Андромеды». К тому же, я был уверен, что я этот роман читал, и он мне не особенно понравился. Но, как говорится, «не было счастья, да несчастье помогло». Я зарегистрирован на сайте «Книга фанфиков», сам там кое-что пишу, и читаю тех, кто пишет хорошо и интересно. И вот попалась мне работа одного автора, про которого я знал, что он умеет хорошо писать. Работа называлась «Эффект Танева» и была она «кроссовером» между «Люди как боги» Сергея Снегова и… Вселенной «Mass Effect». И я стал читать. Фанфик был прочитал довольно быстро, и он получился интересным, после чего, зная, что автор старается сохранять характеры и особенности тех персонажей, про которых он пишет, я начал искать книгу «Люди как боги». Нашёл. И на несколько дней я оказался потерян для общества…

Стоит ли говорить, что книга мне понравилась? Как мне кажется, это понятно и так. Но вот, если меня спросить, что именно мне там понравилось – я отвечу, что всё. Начиная от манеры подачи материала, и заканчивая… заканчивая, наверное, тем, что персонажи книги получились живыми и настоящими, в отличие от тех же героев Ефремова. Да, когда я читал романы (а «Люди как боги» – трилогия), я не мог избавиться от мысли, что я читаю что-то похожее на «Туманность Андромеды», но… в более читаемом виде. Просто, при чтении «Туманности», было такое ощущение, что Ефремов смог придумать то будущее, которое по его мнению, было бы идеальным, но не смог найти слов, чтобы нормально его прописать. Потому и получились его герои такими… монументальными, что в их человечность просто не веришь. Ну, или как-то так. А вот Снегов смог изобразить своих героев более живыми, более настоящими…

Ну вот, например, в самом начале, когда Эли Гамазин встречается с Лусином, который прилетел на драконе – мы видим, что общаются два человека, которые знают друг друга довольно давно, им есть о чём поговорить, у них есть чувство юмора, они друг друга подкалывают и всё такое. Или, ощущения Эли Гамазана от концерта?

«В общем, эта часть мне понравилась. Ее можно было терпеть, а для произведений Андре это уже немало. Зато в третьей части нам снова досталось. «Вечное как жизнь» могло вогнать в гроб любого. Андре, видимо, хотелось доказать, что жизнь штука непростая, и он достиг цели. Нас обжигало, леденило, оглушало, ослепляло минут двадцать, если не больше.
Симфония окончилась, а в зале все сидели, опоминаясь. У некоторых был до того измученный вид, что я расхохотался. Аллан шумно ликовал. Так с ним всегда. Необычное сперва озадачивает его, потом приводит в восторг.
— Крепкая симфония! — орал он. — Обрушить этакий концертище на существ с Альфы Центавра или Сириуса — там они не очень костисты, — останется мокрое пятно! Нет, здорово!»

Всё это настраивает на такой… несерьёзный лад, не так ли? Но на самом деле перед нами очень даже сильное произведение, созданное на такой грани между космической оперой (которую в СССР не то, чтобы много писали) и «настоящей научной фантастикой». Поясню – космическая опера, это когда упор делается на героику, на приключения героев и на то, что они чувствуют и всё такое. В научной же фантастике больший упор делается на то, что сюжет, так или иначе, но крутится вокруг какой-то технологии. Я уже приводил примеры с описанием «импеллерной тяги» в «Хонорвёрсе» Вебера, или «Разрушителя» в «Звёздных королях» Гамильтона. Сергей Снегов придумал «Звёздные плуги» – космические корабли, которые могли буквально расщеплять вакуум перед собой – и «собирать» его за собой. За счёт этого они могли разгоняться быстрее света, и, если мне не изменяет память, это как раз «обходило» теорию относительности Эйнштейна. А так как технология Звёздных Плугов, как раз основанная на «эффекте Танева», описана в романах довольно подробно – и даже, что называется, «во всех ракурсах», то эти романы вполне себе можно отнести и к научной фантастике.

Не стоит забывать и того, как хорошо Снегов пишет об автоматизации общества. Например, описан случай с Медицинской машиной, которая осмотрела одну из героинь (она была беременна), составила график отдыха и всего остального, и даже на основе анализов ДНК и специальных формул сделала портрет ребёнка (мальчика), каким он будет в десять лет. То есть – у него получилось описать очень сильно автоматизированное общество, общество людей, которые, как это писали про одну выдуманную Вселенную, «были подобны богам». И это на самом деле так – они изменили климат Земли, они зажигали искусственные солнца, они меняли облик Галактики под себя. И всё это – не при помощи какой-то там «магии» или тому подобных вещей, а при помощи технологий. При помощи технологий, созданных самими людьми…

То есть, Снегов показал Человечество в самом зените его величия. Эти люди, по сюжету романов, смело берутся за любые испытания и с честью выходят из них победителями. В романах было описано несколько конфликтов, по сравнению с которыми и «Хонорвёрс», и «Звёздные войны» кажутся мелкой вознёй на заднем дворе какого-нибудь дома (нет, а как ещё сравнивать, если Эли Гамазин летал к Центру Галактики?) – и Человечество, хоть и имело возможность «помножить противников на ноль», предпочло иные методы. И этим, кстати говоря, тоже отличаются романы Снегова – своей гуманностью, своей добротой. Кстати, именно этим они меня и подкупили. В самом деле, если бы в любой другой книге данного жанра, что я читал, Человечество, потерпев неудачу, или встретив не самый тёплый приём, просто вернулось с парой-тройкой эскадр и устроило бы «зловредам» «Экстерминатус» (нравится мне это слово, да!), то у Снегова не так. Люди действуют, именно как боги. Они выше этого, умнее и взрослее этого. И это на самом деле здорово.

Как я говорил, при чтении не раз появлялось такое ощущение, что читаешь пародию на «Туманность Андромеды». Это получается из-за того, что многое выглядит похожим именно на роман Ефремова, но… там, где герои Ефремова кажутся, извините, высеченными из гранита, герои Снегова получаются живыми и непосредственными людьми, которые любят жизнь и умеют ей радоваться. Они лишены того пафоса, который так и сквозит во всех поступках героев Ефремова, и это, как мне кажется, очень даже хорошо…

Сергей Снегов. Хороший был человек...
Сергей Снегов. Хороший был человек...

Я не буду писать о биографии Сергея Снегова – это уже не раз делали люди, стиль которых намного сильнее моего. Скажу только то, что этот человек писал на самом деле прекрасные книги. Жаль, что жизнь обошлась с ним так сурово. Кстати... В "Галактической разведке", почти в самом начале, Эли Гамазин заходит в Пантеон. И там стоит памятник Таневу, человеку, который изобрёл эти аннигилляторы пространства. И образ Танева - это сам Сергей Снегов.