Найти тему
1,2K подписчиков

5442. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО...

1. Алиса Фрейндлих и Мирей Матьё — одинаковые: 153 см. Только Алиса 1934 (1934.12.08) года, а Мирей — 1946 (1946.07.22). Их разделяет только время. Не пространство. А не разделяло бы, кто бы их отличил друг от друга?

Алиса в стране гигантов на фоне дебелых тёток и специально нанятого охранника из местных...

 1. Алиса Фрейндлих и Мирей Матьё — одинаковые: 153 см. Только Алиса 1934 (1934.12.08) года, а Мирей — 1946 (1946.07.22). Их разделяет только время. Не пространство.

Мирей рядом с нашим гигантом мысли, покровителем искусства и Белоруссии...

 1. Алиса Фрейндлих и Мирей Матьё — одинаковые: 153 см. Только Алиса 1934 (1934.12.08) года, а Мирей — 1946 (1946.07.22). Их разделяет только время. Не пространство.-2

Как важно родиться вовремя и в своё время! Рожайте уместно, рождайтесь вовремя.

2. А кто всё ещё не осознал великой силы времени и пространства, забвения, несомого временем, и свободы, несомой пространством, я поясню эту силу на таком примере.

Допустим, у вас имеется (1) книга без без оглавления и без (2) нумерованных страниц. Фактически, это не книжный блок, — великое изобретение, делящее книгу на отдельные листы и, соответственно, страницы, — а свиток. Вы не можете сослаться на определённую страницу, вам надо приводить некий идентифицирующий текст, который на этой странице расположен, а для себя — загибать угол этого листа или помещать между листов закладку.

Абстрагируйте пространственные отметки далее. Последовательно удалите (3) деление на главы и параграфы, (4) деление на абзацы, удалите (5) знаки препинания и, наконец, (6) пробелы между словами.

Вы получите сплошной поток букв, а слова, для того чтобы их различать, надо вручную отделять друг от друга пробелами (6'). Потом надо расставить знаки препинания, то есть точки, многоточия, вопросительные и восклицательные знаки, иногда — тире (5'), отделяющие одно предложение от другого. Чтобы осознать начало и конец смыслового блока, вам надо проставить абзацы, воспользоваться красной строкой, пробельной строкой или абзацным отступом (4'). Чтобы постичь текстовое произведение в его структуре, вам надо разделить его на параграфы и главы (3'). Чтобы обеспечить возможность ссылок на цитаты, обращение к нужному месту текста (2'), вам необходима нумерация страниц. А чтобы осуществлять быстрый поиск между большими блоками текста (1'), вы должны потрудиться над составлением оглавления.

Все эти операции, показывающие как важны для текста и пустоты в нём, и буквы, приходится проделывать текстологам и палеографам, восстанавливающим древние тексты и приводящим их в читаемый современным человеком вид. Ибо многие тексты, дошедшие до нас из древности, не имеют ни пробелов между словами, ни знаков препинания. Это сплошные буквы, буквы, буквы... Буквы маюскула или буквы минускула.

Как важно для восприятия смыслов иметь правильно структурированное пространство!

3. Но и время причастно к смыслам, хотя они временем не стираемы, ибо идеальное не шелушится, тем более — не отслаивается. Время портит носитель текста: папирус, пергамен, шёлк, бумага истлевают, чернила и краска выцветают, текст вместе со своим носителем порой отправляется в печку. Смысл нетленный. Но на этом носителе он уже не представлен. Здесь его уже не прочитать. Ибо нет и самого носителя. Носитель перестал носить.

4. Поэтому пренебрежительное отношение к людям, работающим с текстами, — палеографам, текстологам, редакторам, корректорам, библиотекарям, архивистам, — грозит потерей смыслов при всей вечности последних.

Люди же, которым «и так всё понятно» в сбивчивой письменной речи сообщений в соцсетях, со множеством скобок и множеством всяких рож у какого-нибудь неграмотного комментатора, ещё не вышли из животного состояния, ещё не произошли от обезьяны. И вряд ли им это происхождение человека грозит.

2021.12.09.