Найти тему

Отечественные зарядные станции для электромобилей. Трудности и перспективы.

Развитием электротранспорта и зарядной инфраструктуры в РФ на данный момент уже занимаются практически все структуры, прямо или косвенно имеющие к этой теме отношение. Какова ситуация на сегодня, как не наделать ошибок при установке и что ждет отечественных производителей зарядных станций в обозримом будущем, ответы ниже.

Нюансы эксплуатации электромобиля.

Эксплуатация электромобиля сильно отличается от использования транспорта с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Соответственно менталитет владельца электрокара отличен от водителя транспорта на традиционном топливе. Все дело в аккумуляторной батарее и способах её заряда. На данный момент существуют два способа. Быстрый и медленный.

Медленный - это когда заряд происходит от переменного тока, быстрый - от постоянного. Переменный мы можем взять из любой розетки, постоянный только на специализированных, более дорогостоящих системах. Обычно медленную зарядку владелец электромобиля устанавливает дома или на работе. Быстрые это общественные, на которых может зарядиться за определенную плату каждый желающий. На медленной зарядной станции за 1 час можно зарядиться от 6 до 90 км (44 кВт/ч). Быстрая зарядная станция позволяет получить 90% заряда за 20 минут (150 кВт/ч).

Процесс заряда даже в быстром режиме занимает достаточно больше времени, чем просто наполнить бак топливом (не менее 20 мин.), а если говорить о медленной электрозарядной станции (ЭЗС), то тут доходит до 8 часов. Соответственно владелец электромобиля постоянно об этом помнит и выстраивает свои маршруты и время препровождения в тех или иных местах исходя из степени заряда электрокара и удаленности от ближайшей ЭЗС.

Медленная зарядка это дом, работа, фитнес или торговый центр, т.е. места где владелец проводит более двух часов, себе на пользу и с целью наполнения батареи зарядом. Быстрые станции в основном применяются на магистралях и перехватывающих хабах. Там, где за очень короткое время надо максимально зарядить батарею. И надо понимать, что это время не менее двадцати минут. Т.е. в довесок, нужна некая инфраструктура, где водитель и пассажиры проведут время, пока их электромобиль заряжается. А это уже совершенно новый подход к строительству, эксплуатации и использованию заправочных комплексов.

Кстати, находиться в автомобиле, который заряжается, по мнению некоторых электромобилистов не очень комфортно. Раздражающий эффект происходит от низкочастотного гула и электромагнитных полей, которые особо ощутимы при передаче высокого напряжения.

Быстрые зарядные станции. Красивые, современные, эстетичные.
Быстрые зарядные станции. Красивые, современные, эстетичные.

Практика соседей.

Для примера возьмем европейскую практику. Не будем лезть в глубокую статистику, скажем только, что в 2019 г. на Европу приходилось более 250 тыс. общественных станций, на 615 тыс. электромобилей (всего в Европе 63 млн. транспортных средств). Все это действующие станции, на которых ежедневно заряжаются пользователи электромобилей и которые приносят прибыль своим владельцам. Большинство их них «интеллектуальные», т.е. их можно контролировать и обслуживать удаленно, а водители через приложение в смартфоне управляют платежами и отслеживают доступность к зарядной станции. В Европе рынок таких станций ежегодно прибавляет по 38%. Притом что рост электромобилей за последние три года превысил 110%. Т.е. быстрых зарядок в Европе тоже не хватает.

Конечно, там существуют развитые и отстающие регионы. 75% зарядных станций приходиться на Голландию, Германию, Францию и Великобританию. Самое маленькое количество в Греции (61 шт.) и на Кипре (36 шт.). Из этого мы видим, что рынок еще в процессе роста и расти о будет по прогнозам, минимум до 2030 г. Такая ситуация практически во всем мире.

Есть еще один очень интересный момент с электромобилем в Европе, который нам пока по ряду причин не грозит. Аккумуляторная батарея электрокара это достаточно большая емкость для хранения электроэнергии. Некоторые модели уже умеют не только потреблять, но и отдавать в сеть, хранимые в них запасы электроенергии. Т.е. в момент аварийного отключения Вы можете не только запитать дом, но даже зарабатывать на разнице в цене ночных и дневных тарифов при пиковых нагрузках. Что для европейских стран, в данный момент, очень актуально.

Модели подходящие под правительственную пилотную программу.
Модели подходящие под правительственную пилотную программу.

Отечественные реалии.

Российским электромобилистам о таких заботах и сети ЭЗС пока приходиться только мечтать. На начало 2021 г. по всей стране зарядных станций общего доступа насчитывалось не более 600 шт. Но каждый год прирост, более чем на 100% Тоже самое и с электромобилями. На дорогах их с каждым годом все больше.

На 1 января 2021 г. «АВТОСТАТ» в России насчитал 10836 электромобилей из которых 83% это Nissan Leaf, 97% которых праворульные. 60% их зарегистрировано на дальнем Востоке и Сибири. Остальной электропарк страны, это скорее дорогие игрушки, которые радуют своих хозяев и являются второй или третьей машиной в семье. Массового спроса в России на этот транспорт пока нет. Почему?

Зачастую, производитель приходя в регион с ЭЗC и предлагая её к установке сталкивается с таким возражением: «У нас нет такого количества электромобилей.» Правильно, откуда им взяться, ведь заправочных станций нет. А заправочных станций нет, т.к. нет электромобилей. Нет рынка. Вот круг и замкнулся. Но ситуация из года в год выгодно меняется и уже сегодня мы видим большой интерес региональной власти и госкорпораций к развитию ЭЗС.

В каждом регионе у нас, как и в Европе, ситуация разная. Понятно, что пальмы первенства у Москвы (более 100 шт.) и Санкт-Петербурга, затем дальний Восток (55 шт.). Остальные регионы насчитывают не более 10-20 в каждом. Хотя есть и более печальные прецеденты, где на весь округ 2-3 быстрых зарядки общего пользования. Для полномасштабного рывка это крайне мало, но Правительство РФ делает в этом направлении уверенные шаги.

Сколько отечественных производителей электрозаправок у нас в стране?

По пальцам двух рук мы точно уложимся, а если считать с уровнем локализации более 70% и сертификатом СТ-1, то не более пяти. Все эти компании на сегодняшний день работают на перспективу, т.к. при таком количестве заказов этот рынок не может быть рентабельным. А если учесть, что до этого года, при закупках чаще всего потребитель приобретал зарубежных производителей (частенько это происходит и сейчас), то шансы выжить у отечественных производителей, сводятся к нулю.

Уровень локализации более 70%
Уровень локализации более 70%

Какие станции надежнее и выгоднее в использовании?

Про надежность особо сказать нечего. Отечественные производители борются за бренд не меньше чем иностранные, поэтому наше качество ничуть не хуже зарубежных производителей, а вот обслуживать ЭЗС иностранного производителя накладнее. Запчасти не всегда есть на складе у поставщика, зачастую приходиться вести из-за рубежа, а цена зависит от курса валюты. Плюс перебои с поставками, наличие специалистов и сервисных центров. Все это усложняет эксплуатацию, повышает её стоимость и ведет к потери выгоды, что неблагоприятно влияет на клиента и бизнес. Да и деньги уходят за рубеж, вместо поддержки отечественного производителя. Поэтому здесь выбор очевиден - только отечественные!

Каждая станция проходит испытание на стенде имитирующем зарядку электромобиля.
Каждая станция проходит испытание на стенде имитирующем зарядку электромобиля.

А где поддержка государства?

Она есть. И судя по последним новостям, достаточно серьезная (не считая, что Минпром решил поднять ввозные пошлины на электромобили. Может одумаются еще) ). 23 августа 2021 г. вышло распоряжение Правительства РФ об утверждении концепции по развитию производства и использовании электрического автомобильного транспорта в РФ до 2030 г.

В сентябре разработана дорожная карта, согласно которой определен перечень территорий и дорог федерального значения в качестве пилотных для создания зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года.

В октябре появился проект правил предоставления субсидий на софинансирование части затрат на создание зарядной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, территорий которые вошли в перечень пилотных территорий и дорог федерального значения, предусмотрев обязательство таких субъектов Российской Федерации по обеспечению использования органами местного самоуправления электротранспортных средств.

В декабре внесут изменения по утилизационному сбору для электротранспорта. Что снизит его стоимость.

В январе 2022 г. выйдут рекомендации высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации о разработке механизмов дополнительного стимулирования спроса на электротранспортные средства на пилотных территориях, предусматривающих льготные условия пользования электротранспортом. Также проведут эксперимент по бесплатному проезду электротранспорта по платным дорогам.

В марте 2022 г. уже появятся субсидии на строительство заводов по сборке компонентов электромобилей и специальные инвестиционные контракты.

В декабре 2022 г. будет введена минимальная доля электротранспорта и зарядных станций для юридических лиц.

Дальше — больше. Дорожная карта расписана до 2024 г. включительно, где каждый месяц будут происходить значимые события.

К конвеерной сборке готовы.
К конвеерной сборке готовы.

Как правильно установить зарядную станцию?

Прежде всего, ЭЗС, которые Вы собираетесь устанавливать, должны соответствовать проекту постановления утвержденного Правительством РФ. Это необходимо для получения субсидий от государства. Это касается только быстрых зарядных станций с характеристиками — 150 кВт, время заряда у которых до 80 процентов за 20-30 минут. Естественно они российской сборки с уровнем локализации не менее 70%. Дальше нужно понимать, что электрическая заправка это достаточно энергоемкая затея. Вам надо знать есть в том месте, где планируется установка, свободные мощности электроэнергии в необходимом количестве. Насколько изношены электрические сети в этом районе. Дабы при очередной сессии не полыхнул трансформатор на ближайшей подстанции. Понимать стоимость подведения коммуникаций и техприсоединения (которое тоже субсидируется).

Даже в таких местах можно встретить зарядную станцию.
Даже в таких местах можно встретить зарядную станцию.

Интеллектуальные платформы для зарядных станций и их роль.

Жизнь электромобилиста осложнена еще несколькими нюансами. Допустим, у Вас батарея практически на нуле и Вы знаете, что рядом есть зарядная станция. Едите к ней на последних процентах, а она оказывается сломанной. Как быть? Найти исправную зарядную станцию это только начало тех трудностей с которыми он может столкнуться. Например Вы можете знать где есть работающая ЭЗС, приехать к ней, а там уже стоит электромобиль и заряжается. Стоять в очереди, да еще с учетом городского ритма не самая лучшая идея. Или Вы приезжаете на электрозаправку, а её просто перекрыл другой автомобиль. Искать хозяина? Ждать пока вернется? Сомнительная затея. Еще есть момент, как расплатиться за потребленную электроэнергию? До 2019 г. это была большая проблема. Т.к. сбыт электроэнергии подлежал лицензированию. Сегодня благодаря поправкам в ФЗ № 35 «Об электроэнергетике», продажа электроэнергии через зарядную станцию не считается сбытовой, а считается услугой.

Все эти моменты решают цифровые платформы выраженные в мобильных приложениях. Уже сегодня в России их порядка шестнадцати. Заходите в мобильное приложение, открываете карту, видите свободные зарядные станции и даже можете их зафрахтовать. Видите ближайшие ЭЗС и какие неисправные. Если станция оснащена датчиками, то даже можете увидеть есть перед ней препятствие или нет. И конечно Вы спокойно через приложение можете оплатить услугу зарядки всего в пару касаний. Удобно? Конечно да.

Что касаемо производителей ЭЗС, то тут каждый выбирает свой путь. Кто-то разрабатывает свои платформы, а кто-то просто адаптирует свои станции под существующие. Что наверно является более правильным.

Команда программистов адаптирует зарядные станции с мобильными приложениями.
Команда программистов адаптирует зарядные станции с мобильными приложениями.

Яйцо или курица?

Без массового спроса на электромобили не будет большой потребности в зарядных станциях, как и большого количества электрозаправок без электромобилей. К этим вопросам надо подходить комплексно, развивая не только инфраструктуру, но и производство электромобилей. При этом не надо тратить огромные средства на разработку российского электромобиля. У нас было несколько примеров и все они ничем хорошим не закончились.

Нам нужна крупноузловая сборка уже состоявшихся зарубежных брендов. В различных ценовых сегментах и для различных нужд. Чтоб электромобиль стал доступен и был массовым. Вот тогда мы придем и к собственным разработкам, и постепенно будем увеличивать долю импортозамещения в компаниях, осуществляющих сборку электромобилей на территории РФ.

Очень надеемся, что дорожная карта на которой отмечено, что в марте 2022 года будут разработаны субсидии на строительство заводов, даст большой толчок в этом деле. И тогда производителей зарядных станций будет уже не десять, а объемы закупок не будут исчисляться штуками.

О выгодах.

Прочитав эту статью, владелец автомобиля на традиционном топливе, мало знакомый с электромобилем, скажет: «Зачем он нужен! Ждать зарядку, подстраиваться под него, тратить свое время на поиски станций. Ездили и будем ездить на ДВС.». И Вы будете не правы!

Самое главное, это то чувство, когда ты садишься за руль электромобиля. Его тишина в движении и динамика просто поражают. Второй очень значимый момент это стоимость эксплуатации. Она гораздо ниже обычного авто. Пошлины, налоги, сборы, стоимость зарядки, отсутствие расходников, платы за парковку, проезд по платным дорогам, все это ежегодно набегает в круглую сумму. Ну а третье - это конечно забота о нашей экологии и чувство собственного достоинства. Плюсы и у владельца заправочного комплекса, где стоит ЭЗС. Пока авто заряжается, водитель и пассажиры пользуются созданной им инфраструктурой.

Премиум сегмент проверен. Претензий нет.
Премиум сегмент проверен. Претензий нет.

Резюме

Хотим мы этого или нет, но следующее поколение уже полностью пересядет на электротранспорт и газ. И судя по мировым тенденциям автомобили, как и аккумуляторные батареи для них, не будут принадлежать частным лицам. Мы только будем ими пользоваться беря в аренду на короткий или длинный срок. С нас снимут заботы о содержании, обслуживании и утилизации. Мы станем просо пользователями, а всю эту нагрузку на себя возьмут специализированные компании. Хорошо это или нет, время покажет. Но то что будущее уже здесь и этим моментом надо пользоваться, должен понимать каждый!

Учите новые знаки и обретайте новые знания!)
Учите новые знаки и обретайте новые знания!)

При написании статьи использованы публикации с сайтов:

https://rosstat.gov.ru/

http://static.government.ru/media/files/bW9wGZ2rDs3BkeZHf7ZsaxnlbJzQbJJt.pdf

https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-23082021-n-2290-r/plan-meropriiatii-dorozhnaia-karta-po/

https://www.autostat.ru/news/47243/

https://avtocharge.ru/ryinok-zaryadnyix-stanczij-dostupnost-infrastrukturyi-v-es/

https://renen.ru/kolichestvo-tochek-zaryadki-elektromobilej-v-evrope-i-severnoj-amerike/