Ну что же, с такой постановкой вопроса согласятся не все. Всегда найдутся ярые спорщики, которые будут утверждать, что отдали бы всё на свете, чтобы заново пережить свою юность. Но найдутся и люди, утверждающие обратное.
Посмотрим, что плохого можно найти в подростковом и юношеском возрасте. А плохое найти, безусловно, можно.
- Практически полная финансовая зависимость от родителей.
- Необходимость жить в доме с родителями. Это означает, что вы живёте по чужому графику, всегда едите чужие «идеальные блюда», обязаны ложиться спать в определённое время и так далее.
- Школа (а школа-интернат — тем более) всегда смахивает на тюрьму. Есть установленный график, и вы придерживаетесь его без исключений. Вам приходится делить время со многими другими детьми, и это часто включает в себя просто конкретные физические взаимодействия. Вы вынуждены проводить большую часть времени в контролируемой среде, в окружении незрелых детей. Нормально, когда вы находитесь в гармонии с несколькими хорошими друзьями. Но время, проведённое с такими друзьями, отнюдь не составляет бо́льшую часть времени, проводимого в школе.
- Ваши сексуальные влечения практически никогда не исполняются. Подумайте об этом как о насильственном воздержании годами.
- Подростковые годы — это просто рискованный и опасный период жизни. Вы склонны делать невероятно глупые поступки и идти на смехотворно необоснованные риски. Почти каждый сделал в подростковом возрасте много такого, о чём никогда не помыслил бы в зрелом возрасте. Если вы немного авантюрны и случайно попадаете не в ту компанию, это может серьёзно повлиять на всю вашу дальнейшую жизнь. Каким-то образом многим удаётся всё это благополучно пережить, но во многом это сводится к абсолютно случайной удаче...
- Вас преследует постоянная неуверенность в том, чем вы хотите заниматься в будущей жизни. При этом вас преследует постоянное давление взрослых, направленное на то, чтобы вы серьёзно сделали свой выбор.
В целом, быть подростком — значит иметь разум и тело, находящиеся в промежуточном, «подвешенном» состоянии между детством и взрослостью, но не то или другое в отдельности. Это тяжело и нелепо. Многие скажут, что «ни за какие деньги» не захотели бы пройти это снова.
В детстве мы были наивны и невинны, у нас было мало обязанностей, и родители заботились о нас. Будучи взрослыми, мы стали хорошо осведомлены о том, как устроена жизнь. Мы принимаем её спокойно и можем сами выбирать, как нам жить. Подростковые годы между этими двумя состояниями полны новой ответственности, но совершенно без какой-либо власти или контроля с нашей стороны. В этот момент мы никогда не уверены, что взрослые учат нас тому, что нам действительно нужно. И мы постоянно сомневаемся, что то, что мы каждый день изучаем, когда-нибудь окажется полезным.
В зрелом возрасте мы понимаем, насколько нелепым могло быть время от времени наше поведение в подростковом возрасте, и нам бывает нестерпимо вспоминать себя такими глупыми. Мысли об этом вызывают неприятные чувства...
***
Возможно, само понятие «подростковый возраст» несколько противоречит здравому смыслу. Эта концепция является относительно молодой конструкцией, а не результатом того, к чему наш разум приспособился тысячелетия назад. Возможно, понятие «подростковый возраст» связано в основном с индустриализацией и системой образования.
Быть подростком сегодня означает заниматься деятельностью, выходящей за рамки естественных склонностей. У нормального человека есть некоторый естественный набор желаний, который уточняется интуицией и принадлежностью к племени, значимо ориентирован на жизнь в погоне за добычей и общение с соплеменниками.
Когда мы изобрели «подростковый возраст» как современную концепцию, это произошло потому, что требования развития промышленности породили требование лучшего образования. Наилучшее образование для нашего большого мозга требует времени, проведённого в учебном классе, а не времени, проведенного с нашей семьёй или общиной. Последнее, вероятно, было изначально более интересным, чем сидеть на стуле и смотреть на электронный экран или классную доску. Это скучно, но у нас нет альтернативы. Потому что единственный способ подготовить существо к миру, который это существо должно унаследовать — это попирать его интуицию. Мир, который мы создали, больше не управляется интуитивно.
Вся эта реальность неудобна не только для подростков. Для большинства людей это точно так же неудобно. Но большинство людей, конечно, ненавидят болезни и обожают современную медицину, любят кондиционеры, асфальтированные дороги и свежие продукты зимой (короче говоря, любят все блага цивилизации). То, что доставляет мгновенное психологическое удовлетворение, как ни странно, противоположно нашим долгосрочным желаниям.
То, что обществу нужно от своих граждан, теперь действительно приближается к пределам возможностей большинства людей. В ближайшее время это не перестанет быть неудобным. Мы можем подстраиваться подо что угодно, но, разумеется, не в бесконечных пределах...