Сегодня я напишу о впечатлениях от фильма "Пердита Дуранго" ("Perdita Durango") режиссёра Хосе де ла Иглесиа.
Жанр: ужасы, боевик, мелодрама, криминал (также в фильме есть элементы комедии с чёрным юмором)
Год: 1997.
Страна: Мексика, Испания.
Подробнее о фильме и впечатлениях: К сожалению, этот фильм имеет крайне неудачное для ушей русского человека название — «Пердита Дуранго». Даже страшно представить, насколько тяжело пришлось бы девочке с таким именем, если бы она училась в русской школе! Фильм имеет и второе название — "Танец с дьяволом" ("Dance with the devil"), но оно популярнее на иностранных сайтах о кино, а в России выбрали первый вариант. Может, подумали, что такое название с большей вероятностью вызовет любопытство у зрителей, а вот фильмов со словом "дьявол" в названии и без него воз и маленькая тележка.
Основная сюжетная линия незамысловата (тут главное детали, но о них позже). Плохой парень Ромео знакомится с отрицательной героиней Пердитой. Между ними возникает страсть. Но Пердита — явно не семейный человек. Она соглашается помочь Ромео перегнать трейлер с нелегальным грузом, чтобы получить половину денег и уехать. Но Ромео не только бандит, он ещё и колдун. Сама Пердита изначально считает магию чушью, но она агрессивна и авантюрна. Посмотрев на один из магических обрядов, она предлагает идею принести кого-нибудь в жертву во время следующего обряда, а потом съесть. Им достаточно одной жертвы, то так выходит, что они ловят сразу двух студентов: юношу Дуэйна и девушку Эстель. Ромео обращает внимание на красоту девушки и насилует её, а Пердита принуждает к сeксу юношу. Пердита очень сильно ревнует Ромео к пленнице, он тоже ревнует её к парню. Само жертвоприношение срывается, потому что заявляются бандиты, у которых счёты к Ромео. У него проблемы и с некоторыми другими бандитами, и с отделом по обороту наркотиков, его разыскивают. В фильме есть перестрелки бандитов с бандитами и бандитов с полицейскими. Чем же закончится для студентов пребывание в плену, неужели их правда принесут в жертву? Поймает ли полиция Ромео и Пердиту?
Главная героиня — Пердита Дуранго. Она злая, циничная, склонная всех высмеивать, хорошо обращается с оружием. В фильме есть сцена, когда Ромео говорит Пердите: «Если меня убьют — ты даже не заплачешь». Режиссёр не стал выбирать на роль героини роковую красавицу. У Пердиты хорошая фигура, но её лицо нельзя назвать красивым в стандартном понимании. При знакомстве она пыталась высмеять и отшить Ромео, но он оказался слишком настойчивым. Пердита влюбляется в Ромео, это влияет на её характер, она начинает проявлять несвойственные ей чувства (страх за любимого человека, сострадание, ревность), а также сама начинает немного верить в сверхъестественное (например, пугается, когда он во время гадания вытаскивает карту, означающую смерть).
Ромео — такой же отрицательный герой, как и сама Пердита. Мне показалось, что они очень близки по духу, потому между ними и возникло притяжение. Он тоже самоуверенный, агрессивный, может ответить на любой её язвительный словесный выпад, тоже умеет стрелять и убивать. Видно, что Ромео понравилась Пердита именно за то, что она такая, какая есть, с более правильной девушкой ему бы было скучно. Режиссёр дал герою такое "говорящее" имя за чрезмерную любвеобильность, которая порой проявляется в самые неподходящие моменты. Ромео — грабитель, наркоторговец и главный колдун (жрец) в общине, где практикуются жертвоприношения. Ромео верит в магию, впадает в состояние транса во время обрядов. Герой верит в то, что его тотемное животное — ягуар и что после смерти он станет ягуаром. В начале фильма есть сцена, когда Пердите снится, что в её кровать забирается ягуар - это своего рода пророческий сон. Ромео эмоционально нестабилен, периодически впадает в состояние аффекта и гнева, может истерически смеяться в такие моменты. Несмотря на всё, что творит Ромео, он не лишён положительных сторон: для него родственные связи — святое, он очень любит свою бабушку, помогает ей материально, жестоко расправляется с бандитом, поджегшим дом бабушки. Именно такое отношение к родственным связям его и погубит. Ромео харизматичен и представляет собой пример романтического злодея.
Эстель — студентка-девственница, похищенная ими. Она легко впадает в истерику, но отчаянно борется за свою жизнь (дважды пытается сбежать), и не боится говорить вещи, которые злят Пердиту и Ромео. Так выходит, что её первым мужчиной становится Ромео (не по её воле), из-за этого её ненавидит Пердита. Но у Эстель не возникает отвращения ко всем мужчинам после изнасилования, она продолжает любить Дуэйна. К концу фильма Эстель даже стала немного сочувствовать Пердите и предупредила о грозящей Ромео опасности.
Студент Дуэйн старается как можно меньше нарываться и не злить своих похитителей. Это разумно, но из-за этого на фоне Пердиты, Ромео и даже Эстель он выглядит самым трусливым и пришибленным из них. В конце фильма он начинает жалеть Пердиту, ему кажется, что она сама уже не рада, что познакомилась с Ромео. Но она отвечает, что не жалеет о знакомстве с Ромео, потому что странным людям приходят в голову самые интересные идеи, а Дуэйн скучный.
Все остальные герои появляются в кадрах эпизодически, но фильм снят так, чтобы почти каждый чем-то запомнился.
- Например, на ранчо Ромео управляющий и помощник в ритуалах — колоритный чернокожий мужчина в запоминающемся наряде.
- Полицейский, разыскивающий Ромео и Пердиту, отличается маниакальным упорством: его не останавливают получаемые по ходу расследования травмы. Также запоминаются сцены словесных перепалок между этим полицейским и его помощником.
- Помощник полицейского, увидев труп Ромео в конце фильма, повёл себя странно — он восхитился тем, какие у покойника идеальные зубы.
- Один из бандитов показан с двух сторон — обсуждающим криминальные дела и играющим с детьми в образе клоуна с приделанным красным носом-шариком. Видно, что намеренно подчеркнут контраст.
- Двоюродный брат Ромео, согласившись убить брата, символически рвёт связи с прошлым — снимает с шеи амулет, который у него такой же, как у Ромео (они вместе выросли и имели одинаковые религиозные воззрения).
У режиссёра Алекса де ла Иглесиа удачно получилось смешать несколько жанров: боевик, криминальный фильм, фильм ужасов, добавив элементы комедии и мелодрамы. Также отмечу, что фильм вышел очень чувственным и страстным.
В фильме много юмора, как обычного, так и чёрного. Например, одна из юмористических сцен как раз связана с озабоченностью Ромео. Даже в момент ограбления банка вместе с напарником он не может не думать о женщинах! Он заставляет одну из сотрудниц расстегнуть блузку и снять лифчик (под вопли напарника, что каждая секунда на счету, и надо смываться). А когда они уже бегут по улице, то он замечает девушку в красном платье и снова теряет несколько секунд на то, чтобы схватить это девушку, насильно её поцеловать, сказать «Спасибо!», подарить ей маску, в которой совершал ограбление, и побежать дальше. Когда Пердита говорит Ромео при знакомстве, что она не та, у кого можно просить денежных пожертвований, он отвечает, что один банк уже "пожертвовал" ему 12 тысяч долларов (имея в виду ограбление). Или такой вот пример чёрного юмора. Ромео рассказывает Дуэйну про свои религиозные воззрения и про то, что он принесет его в жертву во время ритуала, а Пердита подходит к ним со словами : «Рассказываешь ему сказку на ночь?»
В этом фильме одни и те же моменты могут одновременно быть и пугающими, и с долей чёрного юмора. Например, во время ритуала видно, что Ромео преследует в том числе и цель обогащения — впечатлительные зрители кладут на поднос деньги!
В фильме присутствуют эпатажные сцены. Например, взять хотя бы сцену первого магического ритуала. Присутствующие смотрят на Ромео в трансе и тоже впадают в транс, а некоторые испытывают сексуальное возбуждение. Одна женщина расстегивает одежду и подбегает к Ромео, явно думая о чём-то пошлом в этот момент, а он вместо этого без предупреждения режет ей спину ритуальным ножом (несильно) и отталкивает её. В другое сцене Пердита, ревнуя Ромео к Эстель, бесится и тушит об его руку сигарету, после чего между ними начинается драка, заканчивающаяся таким же бурным примирением около гигантских кактусов.
В фильме много запоминающихся эпизодов, интересных деталей, ярких визуальных образов. Некоторые я уже описала в других пунктах. Вот ещё несколько (я не ставлю цели перечислить все):
- сцены магических ритуалов (по фильму их две, я описала только фрагмент из первого) и интерьер дома Ромео;
- Ромео, танцующий на дискотеке с Эстель, когда они все запачканы в крови врага, которого убил Ромео из мести за погром в доме его бабушки;
- сцена про электрический ток;
- сцена, как Пердита поймала Дуэйна и Эстель;
- танец Пердиты с пистолетом в руках;
- то, как Ромео, лежа с Пердитой в постели, ласкает её, надев на руку ритуальную куклу;
- необычный дизайн руля у внедорожника Ромео и оформление салона в цветах шкуры ягуара;
- свалка сломанных самолетов, на которой Ромео, Пердита и их пленники некоторое время прячутся;
- шериф, который смотрит на фотографию красивой актрисы, когда его под столом ласкает страшная и толстая секретарша;
- некоторые высказывания Ромео и Пердиты, но не сами по себе, а в контексте тех ситуаций, когда они произнесены;
- история Ромео про его детство на острове, где было всего 2 машины, и однажды они столкнулись (с демонстрацией на экране этого столкновения).
Музыкальное сопровождение очень хорошо подобрано и отражает настроение момента, либо переживания героя. Особенно мне понравилось музыкальное сопровождение в начале фильма, когда показано, как к Пердите в кровать забирается ягуар (это ей снится), и грустная песня с надрывом, которая звучит, когда Пердита плачет на улице из-за смерти возлюбленного.
Мне понравилось, как сыграли главные герои. В первую очередь, Ромео в исполнении Хавьера Бардема, хорошо и убедительно изображавший озабоченность, страсть, одержимость, агрессию и другие эмоции, требовавшиеся по фильму. Пердита в исполнении Рози Перес тоже вышла яркой и эффектной.
«Пердита Дуранго» - очень эмоциональный фильм. Например, очень ярко показано переживание ревности и страха за жизнь любимого человека. Или то, как Пердиту выбивает из равновесия фраза Эстель (девушка заметила, что Пердита влюбилась в Ромео раньше, чем это осознала сама героиня, и сказала ей об этом) .
В фильме используется штамп «Злодеи носят чёрное». Пердита и Ромео бОльшую часть фильма в чёрной одежде и с серебряными украшениями, в их гардеробе есть кожаные вещи. Более того, у Пердиты накрашены чёрным лаком ногти не только на руках, но и на ногах. Да, это штамп, но я любительница чёрно-серебристой эстетики, характерной для готов и металлистов, и для меня это отдельный плюс фильма. Нет, сами герои не готы и не металлисты, но волосы у Ромео длинные, что тоже приближает его имидж к неформальной эстетике. В начале знакомства Пердита пытается высмеять Ромео, сказав ему, что судя по манере одеваться, он либо гей, либо снимается в массовке в клипах рок-группы «Black Sabbath». Имидж главных героев временами разбавлен белым цветом: Ромео иногда надевает белую шляпу, а Пердита во второй половине фильма в белой футболке.
Мне часто бывают интересны фильмы из категории, которая по-простому называется «фильмы про психов и маньяков». В этом фильме эта тема тоже хорошо раскрыта на примере Ромео. Он неоднократно впадает в транс, в состояние аффекта, истерически смеется, считает нормальным украсть для ритуала труп или принести кого-то в жертву. Что касается самой Пердиты, я не считаю её именно маньячкой. Это просто злая и вспыльчивая женщина авантюрного склада, влюбившаяся в Ромео и попавшая под его влияние, поэтому её начинает заводить идея принести кого-то в жертву.
Хотя фильм идет два часа шесть минут, его продолжительность совершенно не ощущается при просмотре.
Из минусов: Мне показалось, что образ Пердиты предполагает возраст около 25 лет, а актриса, её сыгравшая, старовата для этой роли. (Когда я прочитала книгу, по которой снят фильм, то мои догадки подтвердились: по задумке автора Пердите 24 года).
Примечания:
- После просмотра фильма я прочитала книгу Барри Гиффорда "59 Degrees and Raining", по которой он снят (она выходила только на английском языке, название переводится как "59 градусов и дождливо", имеются в виду градусы по Фаренгейту, то есть это +15 в привычной нам системе). Хотя обычно книги лучше экранизаций, в данном случае книга показалась мне поверхностной и не оправдала ожиданий. Я думала, что в ней будет больше интересных моментов, раскрывающих образы героев. Но их мало, а вот фильм за счёт актёрской игры Хавьера Бардема и Рози Перес вышел отличным. Да, некоторые "острые углы" из книги в фильме сглажены, но и без них хватает эпатажа. Самое главное отличие книги от фильма: Пердита не начала испытывать сильные чувства к Ромео, хоть у них и был роман. Из второстепенных отличий: книжные Пердита и Ромео не ходят все в чёрном в жаркую погоду в Мексике.
- Сама Пердита Дуранго присутствует как второстепенная героиня в фильме "Дикие сердцем" (1990), но там её играет другая актриса, и для меня эти Пердиты - две разные героини. А присутствует она там потому, что "Дикие сердцем" тоже снят по книге Барри Гиффорда.
- Одна из сцен "Пердиты Дуранго" (бурная ссора с дракой и последующее примирение Пердиты и Ромео) является вольной экранизацией одного из эпизодов книги "Дикие сердцем", и в том фрагменте книги мужчиной Пердиты был не Ромео. Он появляется в её жизни позднее, уже в книге "59 Degrees and Raining".
Оценка: 10 из 10.
Мои отзывы о других фильмах Алекса де ла Иглесиа:
Подписывайтесь — на моём канале новые статьи о фильмах появляются 1-2 раза в неделю! Заранее спасибо!