«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.» (Мф. 6: 14-15).
Обида очень плохо сказывается на душе, разъедает душу, происходит она от гордости, от падшего естества человеческого, в котором живут страсти. А главные качества Бога – это любовь и смирение, обида не присуща любви и смирению. И именно к любви и смирению следует стремиться христианину, чтобы достигнуть Царства Небесного и обрести спасение и жизнь вечную. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.» (1-е Кор. 13: 4-7). Поэтому с помыслами и чувством обиды необходимо бороться. Вспомните, что сделали со Христом, Его бичевали, распяли на кресте, злословили, но Он молился за распинающих и злословящих Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают.» (Лк. 23: 34). В нас должны быть те же чувства, как и во Христе. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.» (Фил. 2: 5-11). Когда человек смирен, имеет любовь, то он не обижается, а напротив, молится за обидчиков, благословляет их. Обида свойственна падшему естеству ветхого человека, поэтому Господь говорит отвергнуться себя: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.» (Мк. 8: 34). Надо бороться с этими помыслами, в самом начатке их, прибегая к Богу в молитве, и Господь, видя наше понуждение, подаст силы бороться с обидой. Когда мы прощаем обидчиков, то поступаем по любви. Ведь мы не без греха, и все мы нуждаемся в милости Божией, чтобы Господь с нами поступил по милости, а не по справедливости, все мы просим милости у Бога. «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. (Мф. 7: 12). Так вот, чтобы получить милость от Бога, нужно поступать по милости с ближними и с обидчиками в том числе. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.» (Мф. 5: 7). Любовь покрывает множество грехов; «прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.» (Лк. 7: 47). «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.» (1-е Петра 4: 8).
Также смирение и осознание своей греховности поможет милостиво относится и к другим людям, осознавая, что люди находятся в падении, что страдают душевными болезнями, а страсти – это и есть болезни души. Осознание своей греховности, а также память смертная, память о Суде Божием поможет справиться с обидой. И если мы не прощаем ближним их согрешения, то Господь не принимает нашей молитвы. «Чем истребляется памятозлобие? Содержанием в душе страха Божия и памяти о дне кончины. Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата.» Преподобный Ефрем Сирин. Мы получаем прощение наших грехов через Господа Иисуса Христа. Но при этом Он призывает нас, чтобы мы также прощали долги ближних. «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.» (Кол. 3: 12-15). В вечерних молитвах мы просим у Господа о прощении наших грехов вольных и невольных, и тогда же нам следует прощать всем, кто нас обидел. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. (Мк. 11: 25-26). В молитве просим Отца Небесного: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;» (Мф. 6: 12).
Также чтение слова Божия, и вообще, вера, духовный разум, богомыслие помогает справиться с обидой. Ведь Господь говорит: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Мф. 5: 44-48). Плотское мудрование не может принять это, а тот, кто мыслит духовно, не о земном, а о небесном, тот понимает, что наши обидчики – это наши благодетели, и что на самом деле, если мы прощаем их, то нам уготовано за это прощение грехов, милость Божия, венцы нетленные и вечная слава со Христом. Так как если мы поступаем, как Христос в этом мире, то уподобляемся Христу и сподобимся славы со Христом; «если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.» (Рим. 8: 17-18). Обидчики являются нашими учителями, и благодаря им, мы можем научиться смирению и истинной духовной любви, а также проявить милость и сподобиться милости от Господа. Благодаря обидчикам, мы видим в себе страсти, что способствует покаянию и смирению, упованию на Господа, потому что без благодати Божией мы не сможем справиться с обидой; «ибо без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15: 5).
Поэтому надо в самом начале стараться побеждать эти мыли, чувства обиды, прибегая в молитве к Господу. Нужно стараться прогонять их молитвой и воспоминанием Страшного Суда, устремлять свои мысли к Богу, вспоминать о Царстве Небесном, уготованном святым и о преисподней, уготованной злым. Господь призывает нас бодрствовать и хранить сердце в непорочности перед Богом, чтобы сохранить мир душевный и получить от Бога прощение грехов и помилования. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мк. 14: 38). За победу над собой Господь даёт венцы нетленные. Нужно возненавидеть грех и прогонять от себя эти мысли с гневом. А также следует помнить, что каждый будет судим за свои дела, поэтому нужно смотреть в себя и стараться справляться с обидой, а, осуждая другого, мы принесём себе вред. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.» (Мф. 7: 1-2).
«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.» (Лк. 6: 37-38).
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.» (1-е Кор. 13: 1-3).