Начнём с того, что финансирование хоккея составляет порядка шести с половиной миллиардов рублей в год, финансирование футбола чуть больше трех миллиардов в год. И как вы думаете к чему это? Финансирование биатлона составляет всего лишь 120 миллионов рублей. И из этих денег ещё платят зарплату тренерам, сервисерам, игрокам. Всё что есть у спортсменов и СБР (союз биатлонистов России) это разрешённые IBU реклама на комбинезонах спортсменов площадью 450 квадратных сантиметров, причём 2/3 этой площади принадлежит СБР, а 1/3 спортсмену для личных спонсоров. В такой же пропорции на винтовках и на шапочках. Спортсменам ещё платят зарплату в районе 100000 рублей в среднем плюс призовые. Не нравится? Ищи другую страну.
Ну вот представляем молодого спортсмена, который в лет 16-17, начинает показывать результат. Приходит к нему представитель руководства региона по биатлону и предлагает ему попробовать себя на чемпионате России. Но на логотипах, отведенных спортсмену, размещена реклама близкого к руководству региона по биатлону спонсора. Вариантов у спортсмена на ранних этапах развития карьеры просто не существует, либо ты соглашаешься, либо находишь себе другое увлечение и это уже не биатлон, каким бы талантливым бы не был. Ну вот он соглашается, теперь ведутся разговоры с СБР. В СБР, из-за низкого финансирования, очень низкие зарплаты, если сравнивать с руководителями других федераций популярных видов спорта. Руководители региональных федераций предлагают лояльных спортсменов, и почему бы СБР на оставшейся 2/3 части возможной рекламе на костюме не разместить бы рекламу регионального спонсора, за что он будет очень благодарен. Естественно, о этой благодарности мало кто будет знать, но все будут довольны. У всех есть цель попасть на кубок мира. Только у каждого своя цель. Кубок мира показывают по телевизору, причём он так популярен, что рейтинги зашкаливают. Таким образом это становятся очень большие деньги. Спортсмену с этого большого торта достаётся не самый большой кусочек. Потому что схема остаётся прежней даже при большой популярности. Ну если только ты не станешь олимпийским чемпионом.
Такой ажиотаж был в прошлом году на чемпионате России в Тюмени, после скандала с допингом. Был отбор в эту самую заветную сборную и на соревнования неожиданно приехали допинг-комиссары WADA. Больше половины спортсменок снялись с соревнований. Просто снялись и всё. Никаких выяснений причин. А всем было все понятно. Охото было победить и охото было спонсорских денег, причём не только спортсменам.
Для сравнения футболист Илья Кутепов получает почти 3 миллионов евро это 230 миллионов рублей в год. То есть по идее он может купить
СБР два раза, а он уже два года просто сидит на скамейке запасных. И по телевизору его показывают в лучшем случае раз в месяц. Наших биатлонистов мы видим по телевизору каждые выходные.
И причём тут тренеры? Если ты не согласен с такой схемой вряд ли ты останешься на своей должности долго. Можно взять в пример иностранных тренеров, которые тренеровали наши сборные Пихлер, Рико Гросс. Пихлер сразу не понял, что происходит. Ему даже не дали понять, что происходит. Он просто убежал и спокойно тренирует сборную Швецию, которая сейчас показывает результаты. Рико Гросс тоже не остался в России. Но он и не был старшим тренером. Давление было на него было не очень сильное, но он все равно ушёл.
Для сравнения Йоханес Бё за прошлый год заработал 1,4 млн евро. Порядка 100 млн рублей. Наши спортсмены и близко таких денег не видят. Не говоря уже сервисерам, массажистах. И как готовить спортсменов, если ты ездишь по миру и знаешь сколько денег зарабатывают коллеги в других странах. Энтузиазма мало. Может из-за этого и лыжи иногда не едут и сил не хватает на вторую гонку.
Вот такой круговорот кумовства в биатлоне.