Найти тему

Послесловие к фильму "Лётчик". Почему нам нужны новые фильмы о войне

"Лётчик" - третий военный фильм режиссёра Рената Давлетьярова. А начал он с того, что замахнулся... страшно сказать - на классику. 2015 год, "А зори здесь тихие". С тем же, кстати, Петром Фёдоровым в главной роли.

И тут сразу напрашиваются киношные параллели.
"Бесприданница" Якова Протазанова и "Жестокий романс" Эльдара Рязанова. "Экипаж" Александра Митты и "Экипаж" же Николая Лебедева. (Многочисленные западные римейки не беру, неудачные отечественные, коих также немало, тоже не рассматриваю).

Так вот, если задаться вопросом: какие из экранизаций лучше - старые или современные, что на это ответить? И те, и другие. Если сняты мастерами. Если те, кто дерзает осовременивать классические сюжеты, сохраняет при всей своей смелости, бережное и уважительное отношение к первоисточнику. Именно это и было характерно для Эльдара Рязанова, для Николая Лебедева - во многом именно поэтому их фильмы "выстрелили".

Бережно, уважительно, деликатно - это и про Рената Давлетьярова. Лично мне его "А зори здесь тихие" очень "зашли".

Ренат Давлетьяров
Ренат Давлетьяров

А потом был и вовсе неожиданный для меня фильм - "Донбасс. Окраина". Это уже о современной войне, о войне, которая и отечественная, и гражданская одновременно. Это настолько сложная тема для художественного кино, здесь требуется прямо-таки хирургическая точность, чтобы не впасть в крайности, чтобы не снять что-то топорное - либо слишком плакатное, либо слишком натуралистическое. Давлетьяров смог снять точно, снайперски. С чувством правды и с чувством такта. И очень жаль, что об этом фильме мало кто знает, я сам узнал о нём случайно, спустя два года.

И вот, наконец, "Лётчик". Я нисколько не умаляю достоинства советских фильмов о войне, для меня это святое. И "Освобождение", и "Победа", и "17 мгновений весны", и "Белорусский вокзал", и "Проверка на дорогах", и многие другие. Тем более, я не стану отрицать недостатков современного кино, снимаемого на эту тему. И всё же...

-3

И всё же нам нужны новые фильмы о войне. И новые песни о войне тоже нужны. Нужно воспроизводство, нужна преемственность. Сохранение и приумножение. Нужны новые фильмы о прошлых победах как залог побед будущих. На это сейчас есть очень сильный запрос - особенно в свете нынешних тенденций по переписыванию, искажению истории.

История - это ведь не просто факты, это действующий образ. Это оружие, которым пытаются бить нас и которым можем и должны бить мы. Поэтому историческое кино - это тоже разновидность оружия. А оружие со временем должно обновляться. При всём уважении к копьям и мечам - не пойдёшь же с ними против ракетного комплекса?

Нужно доносить историческую память, сильные, героические образы до наших детей, до будущих внуков - так, чтобы им это легло на душу, чтобы они это восприняли. Чтобы почувствовали как своё, личное. И фильм "Лётчик" - достойный вклад в дело.

-4

Фильм цепляет. Достоверными и зрелищными сценами воздушных боёв (с использованием настоящих "илов" и "мессеров"). Сильным и многогранным образом врага. Здесь и страшные, проницательные эсэсовцы (в этом тоже преимущество современного кино - на роли немцев можно приглашать настоящих немцев). Здесь и уголовники, которым наплевать на войну, на Родину и на беду народа - лишь бы нажиться самим, любой ценой. Здесь и злые волки (очень показателен эпизод, когда герой оказывается в лесу между волками и фашистами - и неизвестно, какой зверь страшнее). Здесь и злая к человеку красивая природа русского Северо-Запада (Новгородчина - там сражались и Алексей Маресьев, и Михаил Матусовский). Здесь и то, что сейчас называют "всепропальством" ("Не сегодня-завтра немцы Москву возьмут...") Здесь и душевные муки героя, которые тоже против него.

И здесь же - дорогая для меня тема дружбы народов, нашей общей истории. Тема, затронутая как бы невзначай, как бы вскользь, может так оно и к лучшему. После падения самолёта в лесу главного героя спасает от смерти напарник - грузин Шота (ценой собственной жизни). Помогает затащить тяжелораненого героя в окоп пехотинец-киргиз Эрмек.

И да, к великой печали либералов, никакого "кровавого НКВД" в фильме нет. А ещё несколько раз портрет появляется... сами знаете, чей.

Анна Пескова
Анна Пескова

И линия любви в фильме сильна. Без перегибов. Главная героиня (роль Анны Песковой) - певица из оперетты. Очень хороший и знаковый посыл на тему роли интеллигенции в трудные времена. Никаких тебе "простите нас, немцы" и "мне стыдно быть русской". Нет, настоящие творческие интеллигенты - те же воины: выступают с концертами на фронтах, в госпиталях. А если надо - то и траншеи копают.

"Теперь ты не один. Нас двое..." Знаете, с чем это созвучно?

"Ты меня ждёшь
И у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю, со мной
Ничего не случится..."


Когда у мужчины есть надёжный тыл, мужчина чувствует себя защищённым даже в боевых условиях.

А ещё этот фильм не только цепляет - он меняет. Меняет своих создателей - не только в плане профессионального, но и в плане духовного роста, а иначе и невозможно, если касаешься сакральной темы. Если, как я уже писал, очень бережно и уважительно относишься к памяти, к предшественникам, к тем, кто раньше создавал эту самую "матрицу Победы" в искусстве. Если играешь действительно в полную силу, проживаешь всем своим существом всё, что пришлось пережить героям. И при таком подходе фильм неминуемо будет менять и нас, зрителей. И в целом микроклимат в обществе. "Лётчик" - это действительно во всех смыслах этого слова НАШЕ кино...

Подписки на канал, лайки, репосты и адекватные комментарии решительно одобряются!

#великая отечественная война #победа #фильмы о войне #российское кино