Найти тему
О прожитом и узнанном

Сериал «Вертинский» - бохато, гламурно, натужно и…скушно.

Вот и закончился сериальный рассказ о жизни Александра Вертинского. О жизни – по фильму - как бы певца, как бы поэта, как бы композитора и, уж точно, без как бы, артиста, бывшего когда-то кумиром тысяч поклонников.

Кадр из сериала. Из открытых источников.
Кадр из сериала. Из открытых источников.

Причём, среди поклонников творчества, если, возможно, не первого, то одного из первых, создателя поэтическо-музыкального направления в искусстве - «авторская песня» - были представители противоположных убеждений и взглядов, были белые и красные, оказавшиеся врагами в Гражданскую.

Это в сериале Вертинский поёт для придуманной авторами некоей мадам Бурковской – то ли командира белогвардейского отряда, то ли начальницы какой-то контрразведки, которых, по её словам, в то время в Одессе было с десяток – а в жизни он пел для белогвардейского генерала Слащёва (-Крымского с 1920-го), ставшего прототипом генерала Хлудова из булгаковского «Бега».

А с другой стороны баррикад – сам товарищ Сталин, у которого имелись пластинки Вертинского. И, судя по всему, вождь тоже был поклонником певца, автора песен и романсов. Не случайно, после возвращения Вертинского на Родину

«грамзаписи его песен были выпущены Комитетом по делам искусств СССР с согласия, а скорее всего, по прямому указанию Сталина. В 1951 году Вертинский стал лауреатом Сталинской премии».

Об отношении самого Александра Николаевича к вождю можно узнать из его же стихов:

«— Чуть седой, как серебряный тополь,
Он стоит, принимая парад…
Сколько стоил ему Севастополь?
Сколько стоил ему Сталинград?»

Или такие строки:

«— Как высОко вознёс он державу,
Мощь советских народов-друзей!
И какую всемирную славу
Создал он для отчизны своей!

Тот же взгляд… те же речи простые…
Столь же скупы и мудры слова.
Над военною картой России
Поседела его голова!».

Но я, как зритель, об этом не узнал из кинорассказа о жизни и творчестве артиста.

А о чём же я узнал, что увидел на экране?

...Четверо талантливых молодых людей пытаются найти своё место в жизни. Они не обделены талантами: Иван Мозжухин позже стал выдающимся актёром немого кино; Александр Осьмёркин – известным русским художником; единственно выдуманный авторами сериала персонаж - Костя Агеев – стал поэтом, по таланту превосходящим Вертинского, в котором соединились поэтическое, музыкальное, актёрское дарования.

Живут впроголодь, пробавляясь какими-то случайными заработками, порой приворовывают, в чём в преклонном возрасте признаётся Вертинский, иногда балуются кокаином, ухлёстывают – особенно Вертинский - за женщинами. Этакие шалопаи времён декаданса и Первой мировой войны.

В жизни главного героя вообще большинство событий происходит по воле случая.

Случайно он получает в подарок от Агеева стихи своего первого романса «Кокаинетка», сделавшего его известным публике.

Случайно Осьмёркин находит для него сценический образ Пьеро.

Кадр из сериала. Из открытых источников.
Кадр из сериала. Из открытых источников.

Случайно, проходя мимо санитарного поезда и взявшись помочь санитарам, уезжает с поездом на фронт, где сам становится санитаром и год спасает раненых.

Возвратившись в Москву, случайно знакомится с Верой Холодной, первой «звездой» русского синематографа, которой привозит письмо от её мужа с фронта. И становится, по сюжету, её любовником.

Вот к сцене стремится не случайно, настойчиво, последовательно.

Не случайно появились слова знаменитой то ли песни, то ли романса «То, что я должен сказать. Памяти юнкеров», из-за которых Вертинский вынужден уехать из Москвы – туповатым представителям новой власти не понравилось.

Хотя ничего антибольшевистского в том тексте нет. Скорее, есть явно обличительное в отношении тех, кто послал юнкеров на убой. Это даже Слащёв в Одессе разглядел:

«А ведь с вашей песней ... мои мальчишки шли умирать! И ещё неизвестно, нужно ли это было...».

Далее авторы сериала длинно, нудно, с мельчайшими подробностями рассказывают зрителю о выступлениях артиста, популярного у русских эмигрантов, в разных странах, куда его бросала судьба, по разным ресторанам, кафешкам, кабакам, балаганам, о чём он сам пел:

«В вечерних ресторанах, в парижских балаганах».

В серии, в которой Вертинский ездит с гастролями по Европе, я обратил внимание на лица публики, в подавляющем большинстве женской.

Ба, да эти ж поклонницы, почти ничем не отличаются от заполняющих ныне концертные залы поклонниц Стаса Михайлова. Разве что, одеты лучше, с шиком 30-х годов.

К слову, впервые - по фильму - Вертинский выступал в настоящем концертном зале в Чите, когда приехал в СССР.

Нам авторы пытаются внушить, что не только сам Вертинский любил женщин, но и те не могли устоять перед его очарованием.

Возможно. Если речь идёт о реальном Александре Вертинском.

А.Н. Вертинский. Из открытых источников.
А.Н. Вертинский. Из открытых источников.

Но из сериала мы узнаём о другом. В Стамбуле его отвергает не только молодая особа, которую он чуть ли не боготворит, предпочтя ему его компаньона, толстого и не столь изысканного и утончённого в ухаживании, но и отнюдь не красавица и не юная женщина, решившая дожидаться возвращения мужа-офицера, о котором ничего не слышно который год.

Что же касается любви к женщинам самого артиста, то он откровенно заявляет, что никого не любит, просто не может жить без женщин. А потому приносит из магазина к себе на квартиру и ставит женский манекен, одетый в платье и шляпку.

Но ухаживать за женщинами Вертинский умеет. Всякий ли сможет, как он чувственно перебирать пальчики на ногах Марлен Дитрих.

Кадр из сериала. Из открытых источников.
Кадр из сериала. Из открытых источников.

Или в свои 53 столь талантливо и обольстительно ухаживать за девушкой на 34 года моложе него и уговаривать её маму, свою ровесницу, дать согласие на брак с дочерью.

А как он носит фраки, шляпу! Как дарит цветы женщинам! Сама элегантность.

Что касается его доброты к окружающим, то порой она его ставит в идиотское положение либо близким ему людям приносит разочарование или беду (как родным Мозжухина).

Но Авдотья Смирнова не была бы сама собой, достойной дочерью своего отца и не менее достойной женой своего мужа, если бы в свой фильм обильно не вставила сцен "большевистского террора", совкового вероломства, гебистской жестокости и бытовой убогости советской России.

Сначала какие-то дуболомы при власти грозят герою сериала, что, если им понадобится, даже дышать он будет с их соизволения, потом двое при винтовках под угрозой расстрела, по сути, грабят его.

Позже его в своих интересах, обещая разрешение на возвращение на Родину, несколько месяцев водит за нос чиновник советского постпредства в Германии, наконец, другой дуболом в Шанхае устраивает разнос его невесте, осмелившейся задать наивный, но по-женски мудрый вопрос о личной жизни Сталина.

А чего стОят параллельные кадры телефонного разговора Александра Вертинского из виллы на берегу сияющего на солнце океана в Калифорнии с прислуживающей ему негритянкой, с Костей Агеевым, снявшим трубку в мрачном коридоре коммуналки в Москве.

Сразу видно, где – жизнь, а где – прозябание в «тоталитарном аду».

К слову, перед показом серии о жизни Вертинского в Париже, какой-то голос с 1-го канала, анонсируя серию, ляпнул, что в этой серии герои вспоминают "о старых, добрых временах до революции".

Ну, что тут скажешь? В те времена герои жили впроголодь, чуть ли не побираясь, фальшивя пели на улице, Христа ради.

Но для пущей убедительности и красочности ужасов «сталинского режима» авторы во главе с режиссёршей вставили такие же параллельные кадры выступления главного героя в шикарном фраке в каком-то, как обычно, ресторане перед расфуфыренной публикой с романсом, который в лагере поёт «под Вертинского» всё тот же, но уже зек Костя. Поёт перед лагерным начальством, вертухаями и своими солагерниками, такими же зеками.

И всякий раз: у них – свет, блеск, красота, у нас – мрак, угрюмые лица, чуть ли не лохмотья на людях.

За других не берусь судить, но у меня сложилось впечатление, что во многом ради этих кадров да ради истории о злоключениях Кости (выдуманного авторами) и сняли сериал о Вертинском.

Может быть, я ошибаюсь, но где-то уже после первой серии показываемое на телеэкране начинает утомлять однообразием: картавящее пение героя «под Вертинского», жеманное заламывание им рук на сцене, все эти фраки, вечерние платья, сверкание драгоценностей.

Единственный эпизод, зацепивший за живое: Вертинский на полуслове обрывает своё пение и с ресторанной сцены смотрит на пьющую и жующую публику в зале, которая даже не заметила этого жеста певца. Он уходит со сцены.

Да ещё цепляет за душу последняя серия о жизни Вертинского на родине.

С финальной песней о доченьках-ангелятах.

Впервые Александр Николаевич исполняет эту песню в концерте, публика на котором состоит, в основном, из военных - от полковников до маршалов. Среди которых, по воле авторов, оказывается та самая мадам Бурковская с погонами полковника.

Как с этим стыкуются кадры её штабного вагона в Одессе 1920-го года с повешенными напротив, остаётся на художественной совести авторов.

Если сериал снимали для того, чтобы рассказать о выдающемся таланте Вертинского, то я таланта этого в увиденном особо не разглядел. Разве что, повторяю, в финале сериала.

Не зря всё тот же Костя, ещё в 30-х приезжавший с советской делегацией в Париж, в лицо другу говорит об убожестве его стихов.

Если для того, чтобы поведать нам о недолговечности славы артиста, так это, я думаю, большинство из нас знает. Достаточно вспомнить, как когда-то гремели имена Вадима Козина, Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко, других кумиров прошлых лет.

Многие ли знают и помнят эти имена сегодня?

Немалое число сегодняшних молодых даже Владимира Высоцкого не знают и не слышали…

Ныне другие кумиры, которые и рядом не стояли с выдающимися исполнителями нашей страны разных лет.

А ради показа бохатой жизни там, за кордоном, не стоило столь длинный сериал снимать.

Может, ради денег снимали? Говорят, за рекламу на ТВ хорошо платят.

Вряд ли. Ведь как-то супруг режиссёрши открыто хвастал: "У нас очень много денег".

И в заключение.

Я, как и мои ровесники, видел Александра Николаевича Вертинского на киноэкране в роли князя в фильме "Анна на шее".

А. Вертинский в фильме "Анна на шее". Из открытых источников.
А. Вертинский в фильме "Анна на шее". Из открытых источников.

А его жену помню по фильму "Садко", где она снялась в роли "птицы счастья". Красивая женщина.

Л. Вертинская в фильме "Садко". Из открытых источников.
Л. Вертинская в фильме "Садко". Из открытых источников.

Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.

Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.