Евгений Примаков сильно отличался от тех политиков, что были у нас в девяностые. Причем, как от нового поколения реформаторов, так и от тех бывших советских функционеров, которые отказались от партбилетов КПСС и стали величать себя демократами.
Он был человек довольно спокойным, и тем не менее, оставался убедительным. Пожалуй, если б не возраст, а был он на два года старше Ельцина, очень не исключено, что именно этого государственного деятеля мы бы увидели в 2000-м году в качестве нового президента.
По крайней мере, авторитет в то время у него был очень серьезный, хотя Примаков на этот пост открыто не претендовал. В рамках так называемой операции «Преемник», его сочли нужным показательно «замочить». Это сделал небезызвестный Сергей Доренко, когда наш сегодняшний герой попытался заключить союз с Лужковым. Поэтому в начале 2000-х как политическая фигура он перестал существовать.
Тем не менее, его до сих пор помнят. И за подписание договора с НАТО, и за знаменитый разворот самолета над Атлантикой. Что же это был за человек и кем он являлся по национальности? Русская Википедия этот вопрос целомудренно обходит, хотя его можно выяснить в иных источниках. Но начнем мы, как водится, издалека.
Большевика Кирова отправили на тот свет в 1934-м году, и это событие вызвало большой переполох в высших эшелонах власти. Один усатый выходец из Грузии решил под шумок избавиться от последних конкурентов, и в рамках этого дела взяли на руки много кого. Среди них был человек по имени Александр Яковлевич Примаков, бакинский врач еврейской национальности. В политическом плане он ничего из себя не представлял, и угодил на небо из-за того, что был троцкистом.
Племянниками этого, без сомнения, достойного гражданина, являются две широко известные личности: серьезный советский биолог Яков Давидович Киршенблат, а также не менее серьезный политик Евгений Максимович Примаков. Фамилия Киршенблат, с немецкого «вишневый лист», указывает на то, что их общие далекие предки были из австрийских евреев и проживали скорее всего, на Западной Украине.
Именно там чиновники иногда веселились и давали местным евреям необычные имена – Киршенблат или Розенбаум («розовое дерево»). Нам не известно когда, но кто-то из близких людей нашего героя изменил свою фамилию. Скорее всего, это было сделано уже после революции.
Фамилию отца, которую он никогда не носил, сам Примаков определял, как Немченко. Якобы, он ушел из семьи сразу после рождения сына и был репрессирован в 1937-м году. Однако ж, другие источники, особенно англоязычные, рассказывают, что родитель будущего главного разведчика носил характерную фамилию Финкельштейн. С немецкого и еврейского языка идиш она переводится, как «сверкающий камень». Это может указывать на то, что первые ее носители были ювелирами.
В любом случае, ни происхождение, ни то, что предки по обеим линиям стали мишенями сталинских чисток, не помешали карьере этого человека. Он успешно закончил институт востоковедения и был дипломатическим сотрудником в ряде арабских стран. Постепенно рос в чинах и званиях, и перестройку встретил в качестве депутата Верховного Совета СССР. Был назначен членом совета безопасности, а в новой России – главой всей внешней разведки…
Ельцин поставил его премьером, где Примаков пытался немного разгрести содеянные предшественниками дела. В этом качестве и сказал выведенную в заголовок фразу: «Жуликов надо ловить, а не деньги перепрятывать». Но у него ничего не получилось.
#девяностые #евреи #люди