Найти в Дзене
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ АРТЕФАКТЫ #1.6/На страже веков/6.Остров мстительных истуканов

Оглавление

На страже веков

6.Остров мстительных истуканов

Остров Пасхи (исконное название - Рапануи) занесен в Книгу рекордов как са­мый удаленный из населенных людьми островов в мире. Но больше он известен не этим, а сотнями статуй моаи. Местные жители верили, что каменные идолы при­несут благоденствие. Получилось наобо­рот: цветущий, покрытый зеленью остров утратил свои леса, превратившись в ма­локомфортное для проживания место.

Грубая и брутальная «внешность» моаи наводит на мысль, что они были соз­даны во времена какой-то уж совсем седой древности. На самом деле, из результатов новейших археологи­ческих исследований, базирующихся на радиоуглеродном анализе, следует, что заселяться остров стал лишь около 1200 года.

Статуя с восстановленными глазами
Статуя с восстановленными глазами

Рай на краю мира

То есть получается, что полумифический первый король острова Хоту-Мату’а был примерно современником Андрея Боголюбского, Саладина, Ричарда Львиное Сердце, царицы Тамары. Откуда люди здесь появились — неизвестно, поскольку до ближайшего южноаме­риканского материка с нынешней метрополией (Чили) надо прео­долеть расстояние в 3,5 тысячи километров, а до ближайшего насе­ленного острова (Питкэрна) — более 2 тысяч. В расовом отношении жители мало отличаются от полинезийцев, у которых, в свою очередь, смешаны черты сразу трех рас — австроло-идной, монголоидной и европеоидной. Такой «коктейль» распаляет фантазию ученых.
Поверхность острова испещрена кратерами потухших вулканов, под которыми находятся лавовые пещеры, образующие причудли­вые подземные лабиринты в несколько этажей. Знаменитый нор­вежский исследователь Тур Хейердал со своими соратниками смог опуститься вниз примерно на сотню метров, достав в качестве тро­феев несколько статуэток причудливой формы, которые вообще трудно отнести к какой-либо известной в мире культуре. Местные жители говорят, будто, зная ходы-выходы под землей, можно прой­ти с одного конца острова на другой, притом что остров представля­ет собой прямоугольный треугольник со сторонами 16, 18 и 24 ки­лометра. А любители самых экстравагантных теорий полагают, что подземные ходы связывают Рапануи с Чили. По ним, мол, и пришли древние поселенцы Разумеется, легче поверить, что предки остро­витян приплыли на больших плотах, или, как говорилось в древних легендах, на двух огромных пирогах. И если бы Рапануи им не по­ нравился, то, конечно, поплыли бы дальше.
Рядом расположено пять островков, на одном из которых - Моту-Нуи — проходили выборы военных вождей. Но главную роль все же играли цари, список которых открывается Хоту-Мату’а. После его кончины остров был разделен между шестью сыновьями, потом меж­ду внуками-правнуками и так далее. Считается, что истуканы моаи - своего рода вместилище душ и силы этих вождей. Соответственно, со­оружение очередного истукана должно было усилить защиту Рапануи и увеличить количество изливаемых высшими силами благодеяний.
К моменту появления первых поселенцев остров действительно представлял собой райское место. Перепады температур в зависимо­сти от сезона здесь небольшие - в диапазоне от 19 (август) до 25 (ян­варь) градусов тепла по Цельсию, то есть не слишком жарко и точно не холодно. Пресная вода в достаточном количестве находится в озе­рах, возникших в жерлах потухших вулканов, хотя для большей на­дежности туземцы сооружали колодцы и небольшие водохранилища. Густые леса по разнообразию видов напоминали ботанические сады. Чаще всего в обиходе использовалось дерево торомиро. Луб тутового, дерева (махуте) превращался в материал дня одежды. Макои исполь­зовалось для резьбы, а корни растения ти — для изготовления саха­ра. Плодородная почва из вулканического пепла открывала широкие возможности для земледелия, но островитяне ограничились разведе­нием бананов. Прибрежные воды были богаты тюленями, черепаха­ ми и крабами, добыча которых не сопряжена с особыми сложностями.
Полинезийцы, отправляясь в дальние плаванья, брали в лодку свинью, собаку и курицу. Но на Рапануи привезли только курицу, ко­торая и стала символом изобилия. В компании с ней привезли поли­незийскую крысу, которая считалась деликатесом.

Вопреки распространенному мнению, моаи смотрят не в сторону океана, а вглубь острова
Вопреки распространенному мнению, моаи смотрят не в сторону океана, а вглубь острова

В мальтузианской ловушке

Данные археологии свидетельствуют, что уже к концу XIII века, то есть вскоре после заселения, численность островитян достигла мак­симума в 15-17 тысяч человек. А дальше началось то, что называется «мальтузианской ловушкой» (по имени выявившего и проанализиро­вавшего это явление английского экономиста Томаса Мальтуса).
Речь идет о ситуации, когда рост населения обгоняет рост про­изводства продуктов питания. Как результат, наступает голод, и на­ селение сокращается из-за резко выросшей смертности. Продуктов снова начинает хватать, население опять растет. Потом снова голод. И так по кругу.
Мальтус анализировал такую ситуацию применительно к доин-дустриальным обществам, приводя и соответствующие примеры, как из нее вырывались. Например, в конце XI века население Евро­пы выросло настолько, что прокормить его оказалось невозможно. И тогда римские папы придумали крестовые походы. Несколько сот тысяч человек пали за освобождение Гроба Господня, а те, кто вы­жил, осели в завоеванных землях, где не размножались чрезмерно, поскольку приходилось воевать с сарацинами.
Но здесь речь шла о Евразии. А куда денешь­ся с острова площадью 163 квадратных километра?
Главной проблемой стала гибель лесов, пол­ностью уничтоженных примерно к 1600 году. Главными их врагами, ве­роятно, оказались даже не сами местные жители, а те самые деликатесные полинезийские крысы, поедавшие семена до того, как они успевали дать побеги. Вы­росшие деревья активно вырубались на строительство жилья, изго­товление лодок, оружия, утвари и в качестве топлива для приготов­ления пищи.
Без лесного покрова началась эрозия почв, площадь банановых плантаций постоянно сокращалась, их начинали переносить выше в горы.
Старые лодки приходили в негодность, а изготовлять новые было не из чего. Соответственно, пришлось свернуть ловлю крупных рыб и млекопитающих, ограничиваясь хождением по берегу в поисках моллюсков. Довольно быстро съели не отличавшихся расторопно­стью черепах и тюленей.
Таким образом, в меню рапануйцев рыба была вытеснена птицей.
Полинезийских крыс съели полностью, но прежний лесной по­кров не восстановился.
Разумеется, все это произошло не в один момент, а растянулось примерно на четыре столетия.

Петроглиф с изображением божества Маке-маке у исчезнувшего поселения Оронго
Петроглиф с изображением божества Маке-маке у исчезнувшего поселения Оронго

Убийственная технология

Борьба за выживание ужесточает нравы, и, в сущности, после кончины Хоту-Мату’а население острова оказалось расколото на не­сколько кланов и на две основных национальных группы.
Ханау-ээпе, или «длинноухие», получили свое название, по­ скольку имели обыкновение вешать на уши множество украшений. Внешне они больше напоминали европеоидов, у них имелась своя письменность (ронго-ронго) и более высокая материальная культу­ра. Они же изготавливали и устанавливали моаи.
Ханау-момоко, или «короткоухие», были менее цивилизованны и поначалу занимали подчиненное положение. В своих преданиях они рассказывали, что моаи сами приходили из каменоломен и станови­лись на приготовленные для них каменные платформы (аху).
И здесь возникает важный нюанс. Не исключено, что каменные истуканы погубили леса острова не фигурально (тем, что плохо их защищали), а самым непосредственным образом...
На протяжении многих лет исследователи бились над вопросом: каким образом огромные каменные статуи, вырубленные в центре острова (в каменоломне Рану Рараку), доставлялись и расставлялись на побережье?
Высота средней статуи составляет 3-5 метров (самой высокой — 11,4 метра), и не было найдено ничего, что напоминало бы необхо­димые для их транспортировки инженерные устройства. Впрочем, почти половина истуканов (397) так и остались в каменоломнях, полузарытыми в землю.
В 1955-1956 годах Тур Хейердал убедил представителей послед­него клана «длинноухих», возглавляемого Педро Атаном, продемон­стрировать процесс изготовления и транспортировки моаи.
Вероятно, туземцам было самим интересно, поскольку соответ­ствующие технологии они знали только по устным преданиям.
Для вытесывания статуи островитяне использовали каменные то­поры, которые постоянно крошились и заменялись новыми. Далее 12-тонного истукана просто стащили волоком по склону и установи­ли в вертикальное положение, используя в качестве рычагов три вер­тикальных бревна, под которые подкладывались камни.
По ходу эксперимента выявилось, что моаи не столь тяжелы, как многим казалось, поскольку изготавливались из камня, по своей структуре напоминающего пемзу.
Сомнительный момент заключался в том, что при стаскивании волоком статуя получила довольно значительные повреждения, ка­ковых на старых моаи не наблюдалось.
В связи с этим возникли две уточняющие версии. Согласно од­ной, истуканов доставляли к берегу, используя в качестве катков бревна. Не исключен и другой вариант: для спуска идолов приме­нялись некие деревянные лотки или дорожки. Так или иначе, обе технологии предполагали использование огромного (по островным масштабам) количества деревьев. Сколько бревен или лотков могло понадобиться для транспортировки и установки более чем пяти со­тен каменных идолов?
Вероятно, человеческие жертвы этим идолам не приносились. Но материальные и трудовые ресурсы на них расходовались огром­ные. Так что вклад моаи в «поедание» лесов острова недооценивать не стоит.

Смена небесных покровителей

Экологическая катастрофа, голод, междоусобные войны — все это вызвало разочарование рапануйцев в старых богах. Часть истука­нов так и оставили в каменоломнях, а стоявших на берегу моаи пы­тались при случае сковырнуть, если истуканы принадлежали враж­дебному клану.
Военные вожди, совершенно оттеснившие от руководства «штат­ских» старейшин, примерно в 1680 году решили считать, что Вселен­ную и человека сотворил бог Маке-маке с головой птицы.
Ежегодно в его честь представители кланов устраивали праздник, когда участники соревнований должны были доплыть до островка Моту-Нуи и первыми найти яйцо, отложенное черной крачкой. По­бедитель становился «птице-человеком года» и лидером своего кла­на, что, впрочем, других кланов почти не касалось. Споры за ресур­сы по-прежнему решались силой оружия.
Согласно преданию, «длинноухие» предложили «короткоухим» увеличить площадь острова, побросав в море все находящиеся на Рапануи камни. Правда, сами работать они не хотели, а «короткоухие» взбунтовались. Чтобы расправиться с ними, представители господ­ствующего народа решили загнать противников в некую большую яму и заживо сжечь. Но «короткоухие» сумели нанести удар первыми и сами загнали «длинноухих» в приготовленную ловушку. В резуль­тате из побежденных в живых остался лишь один человек, которому победители даже подыскали невесту. Так что окончательно «длинно­ухие» все-таки не исчезли.
5 апреля 1722 года остров был открыт европейцами - экспеди­цией голландского путешественника Якоба Роггевена, который и окрестил Рапануи в честь главного христианского праздника остро­вом Пасхи.
Самих островитян это никак не затронуло, поскольку голландцы уплыли, а они продолжали выяс­нять отношения, уже между свои­ми «короткоухими» кланами. Дело доходило до каннибализма, причем из костей убитых врагов часто изго­тавливались рыболовные крючки. Считалось, что дух поверженного врага поможет лучше ловить рыбу.
К середине XIX века числен­ность населения сократилась до 2-3 тысяч. За это время остров успели посетить испанцы, англи­чане, французы и даже две русские экспедиции (Лисянского и Коце­бу), но долго никто не задержи­вался. Богатств на острове не име­лось, а характер у островитян был скверный.
В 1862 году перуанские работорговцы на 8 кораблях пришварто­вались к берегам острова и захватили до 2 тысяч человек, включая формального короля острова Камакои и его сын Маурата.
Прибыли эта бандитская акция не принесла никакой, посколь­ку из-за ужасных условий содержания в живых осталось лишь око­ло 100 человек, которых все равно пришлось отпустить после вмеша­тельства французского консула.
Уцелевшие привезли домой оспу, туберкулез и другие болезни, так что к началу XX века население острова составляло примерно шесть сотен жителей.
Единственными, кто хоть как-то о них заботился, были христи­анские миссионеры, отбившие у островитян последние остатки по­ чтения к моаи. Да и за что было почитать этих истуканов?
Впрочем, пользу низвергнутые боги все же принесли, посколь­ку именно благодаря им в XX веке остров Пасхи стал известен все­му миру.
Сегодня здесь живет почти 6 тысяч человек, в той или иной сте­пени занятых в туристическом секторе. Моаи для них — кормильцы.

«Джейкоб Роггевен изучает статую Моаи». Гравюра XVIII века
«Джейкоб Роггевен изучает статую Моаи». Гравюра XVIII века

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)