Президент Путин еще раз подчеркнул, что Россия вправе обеспечивать свою безопасность
Андрей Правов
Собирается ли Россия нападать на Украину? Ответ президента РФ Владимира Путина на этот вопрос на недавней встрече с прессой в Сочи не был прямым. Но все же он вряд ли озадачил журналистов, стремившихся разобраться во всех интригах и хитросплетениях недавнего разговора российского и американского президентов.
«Россия проводит миролюбивую внешнюю политику, - сказал российский лидер, - но вправе обеспечивать свою безопасность, как я уже сказал, в среднесрочной и отдаленной перспективе». Исходя из этого, дескать, господа, и делайте выводы.
Путин продолжил разговор, четко обозначив, что со стороны Москвы не думать о последствиях расширения НАТО было бы преступным бездействием. И такая четко выраженная на встрече позиция Москвы, на мой взгляд, и стала возможно тем самым главным моментом, который привлек основное внимание стремящихся подвести итоги российско-американского саммита аналитиков.
Хотя некоторые из них все же как будто не обратили на слова Путина должного внимания и продолжили развивать тему о якобы готовившемся нападении «коварной России» на «беззащитную Украину».
Здесь важно понимать, что разговоры о возможном вступлении Украины в НАТО, которые в последнее время идут не только в Киеве, но также в Вашингтоне и Брюсселе, явно беспокоят Москву. Из Кремля уже несколько раз давали понять, что такое вступление стало бы пересечением многих так называемых «красных линий» в отношениях между Россией и НАТО. То есть, как указывалось, Москва просто вынуждена была бы предпринять в ответ решительные шаги по обеспечению безопасности государства.
Происходят эти разговоры все последние дни на фоне мощной пропагандистской кампании, развернутой западными СМИ по поводу какого-то якобы спланированного Россией военного нападения на Украину. По ТВ стран НАТО выступают ведущие политики, указывающие, что это нападение должно произойти обязательно, что они якобы располагают на этот счет данными разведки и даже знают дату, когда именно колонны бронетехники российской армии пересекут украинскую границу.
По многим оценкам все эти предупреждения вызвали определенную озабоченность у многих жителей стран Европы. Что же касается украинцев, то, согласно информации, некоторые из них уже просто запаниковали, а некоторые даже готовы чуть ли не продавать свои квартиры и устремляться куда-то, в сторону Запада, как беженцы.
То есть в глазах некоторых украинцев, американцев и европейцев рассказы по ТВ об «агрессивных русских и коварном Путине, решивших восстановить Советский Союз» выглядят вполне реально. Америка и Европа, а вместе с ними и Украина, в очередной раз явно испугалась «русского медведя». А отсюда и жесткие указания, которые давали американские сенаторы своему президенту Байдену перед телефонным разговором с Москвой - «разобраться с Путиным». Отсюда же и вера в лидера США уже со стороны ряда политиков Европы, что он, дескать, во время разговора «покажет этим русским кто в доме хозяин».
Обстановка в мире в дни, предшествовавшие разговору двух президентов, все более обострялась. На мой взгляд, во многом этому способствовал Киев. Представители нынешней украинской власти буквально атаковали американцев и европейцев, пытаясь внушить им, что, если сейчас же не предпринять решительные меры, их страна, а вместе с ней и «завоевания украинской демократии» могут погибнуть.
Воинственные крики политиков и в СМИ Киев дополнил сосредоточением войск вблизи Донбасса. Согласно его утверждениям, нападения русских следовало прежде всего ждать именно оттуда. Но не только. Опасными направлениями обозначались еще два – с юга, из Крыма и с севера, с территории Белоруссии. Президент Украины Владимир Зеленский несколько дней мелькал на экранах местных каналов ТВ в камуфляжной форме, бронежилете и каске. Он отважно ходил по окопам, вырытым украинскими военнослужащими.
Все это напоминало какую-то "игру в кино". Что, конечно же, нельзя сказать о реальном росте числа обстрелов жилых поселков Донбасса, в результате чего гибли мирные жители.
То есть, судя по рисуемой украинскими и западными СМИ картине, война уже была, что называется «на пороге». А поэтому в Вашингтоне вновь заговорили о санкциях против России. Их даже уже называли «адскими» или «царь-санкциями», указывали, что подобных ограничений Москва еще не видала, что российская экономика их уже точно не выдержит. Это все, естественно, в случае, если российская армия вторгнется на Украину.
В Москве многократно отвечали, что никакого военного вторжения в соседнее государство в нашем генеральном штабе не планируют. Что все это «пропагандистские штучки». И серьезно предупреждали о возможных провокациях.
Главной такой провокацией, на мой взгляд, могло бы стать решение Киева попытаться решить все связанные с Донбассом проблемы силой. Как это в 2008 году попытался сделать тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили. Всем памятно его нападение на Южную Осетию, ночной налет на Цхинвал и убийство российских миротворцев. Также всем памятен и печальный для Саакашвили итог тогдашней авантюры.
Способна ли пойти на что-то подобное нынешняя власть в Киеве? Это очень серьезный вопрос. Во всяком случае очевидно, что последние приготовления украинской армии вокруг Донбасса могут говорить о том, что подобные намерения в головах некоторых политиков в Киеве могут существовать.
В данной связи напрашивается вопрос: а может быть весь нынешний шум по поводу «агрессивности Москвы» и того, что «враг близко» и связан с намерением киевских военных самим неожиданно напасть на Донбасс, а обвинить в развернувшихся военных действиях русских? Это, дескать, они, коварные…
Однако в данной связи в Киеве не могут не понимать, что в случае реального начала карательной операции с их стороны против ополченцев Донбасса, остаться в стороне Москва действительно просто не сможет. Ведь в регионе проживает несколько сотен тысяч российских граждан. А значит Россия будет просто вынуждена вмешаться.
Вот тогда очевидно Киев и поднимет громкий крик о «коварном нападении», «стране-агрессоре», «имперских замашках Москвы» и так далее. Вот тогда и надо будет требовать ввода тех самых санкций, которыми Запад в последние дни угрожает Москве.
Вполне возможно, что в Киеве уверены, что в случае реализации такого сценария, они решают сразу несколько задач. Во-первых, попытаются решить проблему с Донбассом. Во-вторых, возможно добиться ликвидации проекта «Северный поток – 2», который угрожает лишить их доходов за транзит газа. И в-третьих, что главное – приблизят возможности вступления страны в НАТО и Евросоюз.
Однако мне кажется, что на Западе также отлично понимают все эти грани «украинской смекалки». Понимают, что все подобные решения вряд ли выгодны им самим. Разве в Европе могут захотеть, например, оставить своих граждан и промышленность без российского природного газа? И разве там могут серьезно желать взять Украину полностью на свое содержание?
Не могут на Западе также и не понимать почему вступление Украины в НАТО вызывает серьезную озабоченность у России и ее руководства. Ведь в том числе в случае размещения уже там американских ракет средней дальности с ядерными боеголовками серьезно уменьшится их подлетное время до Москвы и других российских городов. До нескольких минут. То есть это угроза безопасности России. Отсюда и обозначенные «красные линии».
В Вашингтоне и Брюсселе сегодня утверждают, что признавать какие-то российские «красные линии» не собираются. И также, что Москва не может, дескать, решать кому вступать в НАТО, а кому нет. Но я убежден, что озабоченность России по этому поводу там понятна.
Понимают также на Западе и тот факт, что оставить на произвол российских граждан на Донбассе Москва не может. Прежде всего наше руководство этого не допустит. Да и просто, как говорится, «народ не поймет».
Исходя из всего этого становится более понятен и ответ президента Путина на вопрос журналиста на последней встрече с прессой. Не надо, дескать, ребята, слишком запутывать ситуацию. Не надо давить на Россию. Не надо пытаться загнать нас в угол. А конкретно не надо разжигать войну на Донбассе. Не надо тащить Украину в НАТО. Отстаньте вы, ребята, от «Северного потока 2». Этот трубопровод и вам нужен. И вообще, согласно известному выражению, все-таки «давайте жить дружно…»
А вы что думаете по этому поводу?