Признаться, это моя самая бесячая часть. Вот сами представьте… Перед глазами у Вас лежит Ваше детище. Самый лучший, выстраданный, написанный в порыве бешеных эмоций текст.
Глядя на это великолепие Вас захватывает целая гамма эмоций. Тут и страх, и смущение, и бесконечная гордость собой, и даже негодование. Когда все это переварится, Вы откроете начало…
А там всех нас ждёт то, что изо дня в день подпорчивает настроение практически каждому писателю. Потому что когда ты начинал эту книгу, то по определению был не так опытен, как когда заканчивал.
И начало уже немного не то. И вот тут можно слово другое вставить. Ой! Ошибка, опечатка… И ещё, и ещё.
Вы перелистываете вторую страницу и окунаетесь в текст глубже. С восхищением от того, что как здорово у меня получилось, смешиваются другие чувства.
И Вы начинаете это дело переписывать. Потому что текст должен быть представлен широкой публике! А что эта самая широкая публика подумает, когда подлая автозамена вместо будничного «мужчина» нагло вставляет «муДчина».
И вот пойми ее, негодяйку. Словно алгоритм замены писал как минимум Зигмунд Фрейд. А дальше вместо «анонировал-анонсировал». И вот ты с содроганием сердца наблюдаешь как собственный текст пестрит жуткими ляпами.
Ещё можно обнаружить десяток сюжетных несостыковок. Я недавно в серии из восьми книг судорожно искала убила ли я одного из пятистепенных героев. Нашла. Хвала небесам, жив оказался.
В любом случае, процесс редактуры лично у меня вызывает кровавые слёзы, боль и нестерпимое желание сбежать писать что-то интересное. Ну и шоколадку мне можно? А лучше две.
Я знаю, что не все мои коллеги так воспринимают вычитку и переписки. Многие даже не вникают в первоначальный вариант и сразу же отсылают свой шедевр редактору или корректору. Всё-таки считаю, что так делать тоже не стоит.
Свою первую книгу я вычитывала не менее пяти раз. Пять долгих, нудных, в себе ковырятельных раз. Чего я там только не находила и с каждой страницей лишь редела на энное число волос со словами: «Как я могла после трёх вычиток пропустить ТАКОЕ?».
И вот уже сюжет хочется сделать получше, и вот тут описание добавить. А здесь бы главного героя переодеть и вообще…
Это бесконечный процесс. Поверьте. Чем чаще Вы будете нырять в написанное, тем глубже оно будет затягивать Вас как трясина. Такая глубокая и противная.
Конечно, есть люди, которые таким образом «вылизали» свой текст практически до блеска. Мое уважение подобным, но если Вы только начали писать, то мой совет – не занимайтесь самоедством.
Конечно, вариант, что Вы гений с первой книжки никто не отметал, но большинство свой новорождённый бестселлер возненавидят книги через три. Посмотрят, стыдливо прикроют салфеткой экран ноутбука и перекрестятся.
Ещё и добавят, что как я такое воообще мог выставить на свет Божий. И ведь читали же! Покупали! Спокойно. Это нормально.
Вот ещё одна непреложная истина: сравнивать себя можно только с самим собой вчерашним. Мне ее админы сайта самиздата сказали, когда я возразила им, что до топовых авторов мне как ра… до Китая. Далеко, то есть.
Сейчас я пользуюсь нехитрым планом. Возможно, не будь у меня некоего конвейера, было бы иначе, но история не знает сослагательных наклонений. На данный момент моя скорость написания снизилась.
Я выдаю книжку в средние триста двадцать тысяч знаков дней за двадцать-тридцать. Потом я ее вычитываю один раз. Причём, делаю это частями.
Читать собственные шедевры целиком подряд мне тяжеловато. В сон клонит. Не очень люблю заглядывать повторно в произведения, сюжет которых я итак уже знаю. Причём в подробностях.
Исключения делаю только для Гарри Поттера, но пока до его уровня я не доросла. Хотя и стремлюсь. А своё вычитываю кусками страниц по сорок. Так реально легче.
Кстати если есть проблемы с вдохновением, то тоже вполне себе помогает. Освежаешь память, так сказать. Написал чуть, прочитал, потом пишешь дальше.
За один раз я стремлюсь исправить самое главное: сюжетные ляпы. Чтобы не было такого, что герой стал раздеваться, снимая рубашку, а потом оказался одетый в платье с рюшами.
Да, и такое бывало.
Один раз не убирает все. Один раз оставляет после себя минное поле из очепяток, лишних запятых и странных слов автозамены. Да много чего там копится.
Но если я стану вгрызаться в текст… Печально будет. Очень сложно остановиться. Запросто рискую закопаться, окопаться и попасть в зависимость от самой себя.
Вы имеете полное право меня не слушать, но я уже кое-что понимаю и могу смело считать себя человеком знающим. Писателем, как мы с Вами выяснили несколько главок назад.
Идеала не бывает. Да, все мы к нему стремимся, но в руках держать себя надо. Согласны? Не занимайтесь бесконечной редактурой в то время, когда Ваша голова полна невероятных идей. Потратьте это время на написание новых захватывающих историй.