Осложнение ситуации между Минском и Варшавой побудило Брюссель задуматься над тем, как остановить потоки мигрантов, созданные при участии недоброжелателей единой Европы из Минска.
Новости о готовых хлынуть в ЕС беженцах стали основной темой минувшей недели — как для широкой общественности, так и для профессиональных политиков. Даром что всё началось аж в июне, полгода европейские комиссары не смогли отыскать способ урегулировать вопрос. Мы задались вопросом, возможно ли это в принципе, какие механизмы доступны Евросоюзу и нельзя ли прибегнуть к инструментарию НАТО.
Новые санкции на старый лад
Наиболее вероятным и доступным средством разрешения проблемы станет введение новых санкционных мер против Белоруссии. Считается, что очень скоро Европа введёт ограничения в отношении персоналий и организаций, причастных к траффику людей через Беларусь в Европу. Для того, чтобы они вступили в силу, представители всех 27 стран, входящих в Союз, должны выработать консенсус и утвердить его решением Евросовета и Европарламента.
Поименный состав списка пока неизвестен, но там точно будут фирмы, перевозящие людей на границу, и несколько белорусских чиновников (про турок почему-то забыли). Ещё одним объектом станет государственная авиакомпания «Белавия».
Главная проблема для белорусов в этой связи – даже не ограничения, а тот факт, что оператор пользуется лизинговыми самолётами, взятыми в Европе, в основном – в Ирландии, где доживает свои деньги наследие «Рианэйр». Если эта возможность будет закрыта, Лукашенко придётся покупать самолёты в России – а это означает большую цену и дорогостоящее обслуживание при низком уровне сервиса.
Защита границ ЕС и Frontex
В ЕС в целях обеспечения возможности реагировать на приграничные кризисы оперативно было создано спецагентство «Фронтекс». Литва запросила у них помощи ещё летом, и сейчас в стране расквартированы 90 специалистов. Они же есть и в Латвии, но Польша, где в настоящий момент у власти евроскептики, отказалась просить поддержки и заявила, что им достанет сил для обеспечения безопасности границ.
Цифры подтверждаются тем, что для противостояния нескольким тысячам беженцев-нелегалов Варшава стянула в приграничные регионы несколько бригад – до 18 тысяч человек – армии, не считая погранвойск. Это не последние силы – помимо резерва, у поляков есть современная армия численностью под сто тысяч человек, в то время как евроспециалисты могут распоряжаться примерно батальоном погранцов и ещё 500-600 гражданскими специалистами.
Разговоры и требования в адрес польских властей принять европейскую помощь связаны не с обеспокоенностью безопасностью польских рубежей, а ситуацией с правами человека на границе. Но от активной критики в Брюсселе и столицах других европейских государств воздерживаются, а сами поляки, напротив, устами своих лидеров смело заявляют, что под их защитой находится весь Европейский Союз. Оно и логично: вряд ли кто-то всерьёз допускает, что беженцы с Ближнего Востока намереваются осесть под Лодзью или Краковом – их цель Берлин, Мюнхен, Париж, всё тот же Брюссель. Для защиты от этого «нашествия» поляки, латыши и литовцы возводят вдоль границ стены из бетона и металла – и недвусмысленно намекают коллегам, что неплохо было бы всё это проплатить, хотя бы частично.
Еврокомиссар дер Ляйен ранее исключала выделение средств, но председатель Европейского Совета опроверг её слова и заявил о том, что ведутся дискуссии и на этот счёт.
Евросоюз ведет диалог со странами происхождения мигрантов
Странным образом, но Белоруссия не граничит ни с одной страной, из которой приехали эмигранты, поэтому бюрократам и политикам Евросоюза приходится контактировать с правительствами стран, откуда они уехали, чтобы разрулить ситуацию.
Пока успеха удалось добиться лишь в переговорах с Ираком – Багдад согласился перекрыть авиационное сообщения с минским аэропортом до января. Другие переговоры пока не увенчались успехом, хотя известно, что ЕК обращалась к туркам, египтянам, ОАЭ, таджикскому, грузинскому, пакистанскому и камерунскому правительствам. Кроме того, ведётся мониторинг ситуации ещё в двух десятках стран, среди которых наши соседи из Казахстана и Азербайджана. Предмет мониторинга – заполненность рейсов и их количество.
Правда, все эти меры не помогут вернуть людей в те места, откуда они выехали. Эта проблема весьма традиционная, так как связана с необходимостью заручиться поддержкой страны происхождения и транзитных государств.
Может ли НАТО помочь остановить мигрантов?
В начале ноября и 1 декабря пограничная ситуация стала предметом обсуждения Атлантического Совета. Один из натовских чиновников заверил польских коллег и другие страны фронтира, пострадавшие от миграционного кризиса у белорусской границы, что они готовы поддерживать своих членов и региональную безопасность в целом.
Что может сделать альянс?
О вводе войск речь не идёт, но в начале осени натовские спецы послали в Литву группу по противодействию гибридным угрозам. Это было сделано по просьбе президента Литвы, поскольку там – и, возможно, не без основания – видят в кризисе русский след.
Поляки пока просят о поддержке силами международной дипломатии и использовании каналов Альянса для того, чтобы приостановить полёты в Республику Беларусь.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Топ-9 самых нестандартных предложений руки и сердца
✅ Когда 13 оказываются больше 50: сколько налогов мы платим на самом деле?
✅ 10 стран, в которых лучше всего воспитывать, растить и учить детей