25-26 ноября в г. Сочи, на базе Radisson Blu Resort & Congress Centre 5*, прошел масштабный форум индустрии гостеприимства. Непосредственно в работе форума принял участие Дмитрий Богданов, и.о. председателя Правления Ассоциации Отельеров АМОС и известный в России эксперт по вопросам санаторно-курортной сферы. Эксперт по продвижению лечебных курортов Владислав Буря заочно присоединился в дискуссии на тему, актуальную для большинства наших сограждан.
Санаторно-курортная сфера Юга России: Неочевидные тренды на ближайшие годы.
Несомненно, что пандемия коронавируса окажет долгосрочное влияние на образ мышления людей во всех странах, без исключения. И одним из масштабных последствий станет больший интерес со стороны людей к вопросам поддержания своего здоровья. Мы уже наблюдаем рост спроса на здоровое питание, правильную физическую активность и, конечно же, на поездки в хорошие санатории (часто свободных мест в ряде здравниц на ближайший месяц-другой нет совсем).
Но как будет развиваться рынок курортов Юга России?
В рамках своего выступления на панельной дискуссии, Дмитрий Богданов озвучил ряд неочевидных трендов, которые, по его мнению, будут определять развитие отрасли в ближайшие годы и в среднесрочной перспективе! Основные тезисы:
1. Все больше людей и предприятий учатся правильно работать с будущим. Соответственно, у любого санатория и отеля растет число мощных конкурентов, умеющих грамотно сражаться за туриста и его кошелек.
2. Растет значение и роль талантов. Предприятие, которое не сможет привлечь ярких и квалифицированных сотрудников, будет обречено на отставание и экономические проблемы.
3. Увеличивается объем затрат на непроизводственные расходы – разного рода платежи в сторону государства, квази-государственных структур и пр.
4. Логика развития рынков уже приводит к тому, что любой отель/санаторий должен уметь работать с новыми для себя регионами, странами, непривычными ранее целевыми аудиториями.
5. Нестабильность рынков будет нарастать. По факту – это ключевой тренд на долгие годы вперед.
6. Умение объединяться на стратегическом уровне станет одним из ключевых навыков для тех, кто хочет быть успешным.
Владислав Буря дополняет:
- я, как коренной крымчанин, не только внимательно анализирую особенности развития курортов Юга России, но и сравниваю их с мировыми трендами в области медицинского туризма. По приглашению моих турецких коллег я посетил несколько оздоровительных курортов и могу с уверенностью утверждать, что в перспективе они могут составить конкуренцию российским санаториям.
В первую очередь, турецкие лечебные курорты пользуются всеобъемлющей поддержкой государства, которое выделяет серьезные финансовые средства на их популяризацию за пределами страны. Турки не ограничиваются только внутренним рынком, а стремятся привлечь на свои бальнеологические курорты граждан других стран. Это увеличивает загрузку номерного фонда турецких здравниц. Они составляют стратегию своего развития на несколько лет вперед, несмотря на нестабильность на мировом туристическом рынке.
Наши турецкие коллеги демонстрируют, что на любом рынке, даже в условиях гиперконкурентности, можно найти или создать с нуля узкие, но прибыльные ниши. В качестве примера можно привести курорт Бодрум, где классический морской отель Sianji отстроился от конкурентов путем предоставления уникальных программ детоксикации организма на основе термальной воды.
В этом плане российским санаториям не хватает новаторства. Им пора перестать реагировать на внешние угрозы шаблонно, а начать действовать нестандартно и постоянно меняться. Это станет драйвером роста даже в условиях нестабильности.
Россиянам нужно здоровье. Здравницам нужна прибыль. Возможен ли компромисс?!
Дискуссия в рамках форума в Сочи 25-26 ноября и заочное участие экспертов сферы лечебного и оздоровительного туризма однозначно позволяет утверждать, что шансы на успех у российских курортов есть, но путь к успеху отнюдь не устлан розами… Для процветания придется потрудиться и работы здесь не на один год вперед!
Вот что говорит Дмитрий Богданов по этому поводу:
- Крайне высокая нестабильность сферы туризма, жесткие ограничения на перемещения людей между регионами и странами, резкий рост издержек уже привели к тому, что санатории и курорты вынуждены поднимать цены на путевки на сезон 2022 года. А рост цен всегда приводит к сужению рынка и уменьшению числа тех гостей, которые могут позволить себе поездку в хороший санаторий.
Падает и прибыль предприятий. Меньше денег на реновацию, крайне необходимую многим объектам. Дольше срок окупаемости вложений. Снижение привлекательности отрасли в глазах инвесторов.
Владислав Буря дополняет со своей стороны:
- К сожалению, большинство российских здравниц не занимаются маркетингом системно.
В то время как гиперконкуренция, и постоянно возрастающий информационный шум, делающий клиентов нечувствительными к рекламе, требуют особых подходов в этом вопросе. Уже недостаточно просто иметь сайт. Единицы имеют продуманную долгосрочную маркетинговую стратегию, которая учитывает современные тренды поведения клиентов.
Разумеется, привлекать маркетологов достойного уровня является для многих санаториев непосильной финансовой задачей. Но начинать двигаться в этом направлении все равно нужно, чтобы переломить тенденцию к стагнации. Считаю, что руководители санаториев и топ-менеджеры должны уделять вопросам маркетинга намного больше времени, даже в ущерб другим задачам. Можно брать пример с наших турецких коллег, которые подают заявки на государственные гранты с целью популяризации своих оздоровительных отелей. Они очень четко улавливают тренды в маркетинге, делают акцент на визуальном контенте, чтобы убедить потенциальных клиентов ехать на лечение именно к ним.
Александра Мирошникова, исп. директор консалтинговой компании «Аппарель»
29 ноября 2021 г.