ФАКТ №1
Съемки с участием Симоновой шли буквально днем и ночью, так что актрисе удавалось немного поспать на заднем сиденье машины, пока ставили свет или переезжали с объекта на объект. Девушка очень быстро переодевалась на съемочной площадке, иногда даже не хватало времени, чтобы что-нибудь перекусить, благо с ней рядом была ее мама. И при просмотре фильма часто удивляешься тому, насколько легко ей удавалось выглядеть свежей и веселой при таком плотном графике.
ФАКТ №2
После выхода фильма Леонид Куравлев переживал, что считал себя глубоким драматическим актёром, а внезапно стал популярен среди рабочей аудитории и любителей выпить.
ФАКТ №3
На роль Афони пробовались: Леонид Куравлев, Виктор Проскурин, Борис Щербаков, Владимир Меньшов, Николай Караченцов, Владислав Долгоруков, Георгий Бурков, Владимир Носик. Но у режиссера Георгия Данелии было всего три кандидатуры – польский актер Даниил Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев. Три замечательных разных актера. Три разных фильма. Данелия остановился на Куравлеве, и попал в яблочко. Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого Данелия и добивался. Ему хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели Афоню, а пожалели.
ФАКТ №4
Штукатура Колю сыграл Евгений Леонов. В противовес разгильдяю Афоне Коля считался у нас фигурой положительной: он аккуратный, здраво рассуждает, интересуется международной политикой и мечтает о всеобщей коммуникабельности.
А Леонов своего героя не уважал, говорил, что Коля — эгоист еще хуже, чем Афоня. И все время ворчал, что этот штукатур у него получается плоский, как блин. И только когда сняли сцену «уход Коли домой», он успокоился. В этой сцене Коля, который помирился с женой, уходя от Афони, оставляет ему листок со своим телефоном.
Вот что рассказывает в мемуарах Данелия:
«На репетиции Леонов вынул из кармана бумажку с телефоном, и из нее на стол случайно выпало несколько монет. Он убрал монетки и записку в карман и сказал:
– Смотри.
Он снова достал бумажку из кармана, из нее снова высыпались монетки. Он снова аккуратно их собрал и положил в карман.
– Понял? – спросил он меня.
– Что?
– Какой говнюк твой штукатур! Две недели прожил у человека, пил, ел, а самому жалко три гроша оставить!
Женя всегда искал в своих героях отрицательные черты – считал, что так образ объемнее.
ФАКТ №5
Зрители полюбили светлую и наивную Катю, рассудительного Колю и даже разгильдяя Афоню, но самое большое количество аплодисментов на встречах в кинотеатрах срывал алкоголик, мерзавец и законченный подлец Федул, которого в «Афоне» великолепно сыграл Борислав Брондуков. (Реплика Федула: «Гони рубль, родственник!» – стала визитной карточкой фильма.) Одежду Федулу Георгий Данелия подобрал у себя на даче: это его старые вещи, в прошлом отправленные в утиль, они были надеты на огородное пугало. В костюме и гриме Брондуков был настолько органичным, что когда во время съемок в ресторане он вышел на улицу покурить, швейцар ни за что не хотел пускать его обратно. Брондуков объяснял, что он актер, что без него съемки сорвутся, – швейцар не верил. Говорил: много вас тут таких артистов!
ФАКТ №6
Фильм в основном снимали в Ярославле. На танцах должно быть много людей, и должны выступать самые модные коллективы. И все это нужно снять ночью, когда Дворец культуры имени Надежды Крупской «простаивает». За то, чтобы сняться на дискотеке, всем желающим платили по три рубля. Неплохие деньги по тем временам, но все равно не было уверенности, что зал заполнится полностью. Когда же стало известно, что на съемках будут играть полузапрещенные «Аракс» и «Машина времени», к началу съемок около Дворца культуры было желающих провести ночь на съемках в 3 раза больше, чем может вместить зал.
ФАКТ №7
Впервые «Афоня» вышел на экраны в октябре 1975 года. Картину за год посмотрело 62 миллиона человек. Редкий случай в карьере режиссёра Георгия Данелии и сценариста Александра Бородянского, когда картина пришлась по вкусу одновременно и зрителю, и критикам, и коллегам.
#афоня #афоня фильм #фильмы #факты о фильмах #старые фильмы