Древнегреческая поэтесса Сафо (или в другой транскрипции Сапфо), наверно, самая известная женщина в истории. Именно Сафо доказала миру, где главенствовали мужчины, что женская поэзия не менее, а может быть, и более лирична и трогательная, чем мужская.
Сафо писала особым размером, который впоследствии стали называть "сапфической" строфой.
Даже Платон, который был скуп на комплименты, назвал Сафо "десятой музой".
Особо достоверных данных о жизни Сафо на данный момент нет. Но оно и понятно, так как жила древнегреческая поэтесса на рубеже VII-VI веков до нашей эры. Правда постепенно смешалась с вымыслом, что-то было упущено, что-то додумано и т.д. Да и как можно отличить правду от вымысла в биографии того, "кто разговаривал с богами". А в Древней Греции любой талантливый человек - это тот, кому на ухо нашептывают боги.
Даже данные о внешности Сафо противоречивы.
Так, в одних источниках упоминается, что поэтесса не обладала красотой, была небольшого роста и смугла. Но у нее были завораживающие глаза, которые притягивали внимание собеседника и увлекали за собой.
Судя по другим записям, Сафо имела золотые кудри и привлекала своей недоступной холодной красотой. Есть версия, что так выглядела ее тезка Сафо Эфесская, которая жила многим позднее поэтессы.
Несмотря на то, что местом рождения Сафо был остров Лесбос, в семнадцать лет девушка вместе со своими братьями была вынуждена покинуть родной дом. На долгих пятнадцать лет она поселилась в городе Митилены. Это факт объясняет, почему иногда поэтессу называли как Сафо Митиленская.
Свой поэтический дар Сафо продемонстрировала еще в юности. Тогда стихотворения не записывались, а передавались в основном из уст в уста. И дело здесь не в том, что люди не умели писать, просто считалось, что поэзия должна найти своего слушателя. Также декламация лирики сопровождалась под аккомпанемент какого-либо музыкального инструмента.
Сафо свои произведения читала под тонкий звук арфы. Она сочиняла оды, элегии, гимны, песни, эпитафии и др.
К сожалению, до нас дошли только не большие фрагменты ее произведений, но и они производят огромное впечатление. Гораций и Катулл называли Сафо своей поэтической учительницей.
Ее поэзия наполнена чувственностью и восторгом:
Блажен и равен тот богам,
Кто близ тебя сидит, внимая
Твоим чарующим речам,
И видит, как в истоме тая,
Из этих уст к его устам
Летит улыбка молодая.
Вопреки распространенному мнению о предпочтениях Сафо на любовном фронте ученые нашли данные, в которых значится, что поэтесса вышла замуж за любимого мужчину и родила дочь. Своей малышке Сафо посвятила даже целый цикл стихотворений. Но судьба была жестока к древнегреческой поэтессе: и муж и дочь рано покинули этот мир.
Чтобы заглушить боль утраты, Сафо организует "Дом муз" - это некая школа риторики и поэзии для девушек. К слову, никто из учениц этой школы не смог превзойти в искусстве сложения стихов основательницу "Дома муз" Сафо.
Гибель Сафо также связывают с неразделенной любовью женщины к некоему мужчине по имени Фаон. Якобы не найдя взаимности, Сафо бросилась с Левкадской скалы.
Так это было или нет, не важно. А важно, что Сафо стала первой прославившейся женщиной, которая писала потрясающие лирические произведения.
Всем удачи и до новой встречи.