Однажды режиссер Эльдар Рязанов попал на собрание пайщиков кооператива на «Мосфильме», которые обсуждали важный вопрос: по территории, отданной под гаражи, пройдет трасса, соответственно, гаражей придется поставить меньше, а значит, нужно сократить число этих самых пайщиков.
Что тут началось! Как позже рассказывал Рязанов, в своих коллегах он не узнавал давно знакомых людей, они превратились в настоящих врагов, животное начало вылезло на первое место – искривленные лица, крики.
Эльдара Александровича такое поведение очень неприятно впечатлило. Он злился на себя, что не заступился за коллег из «черного списка». Его роль – попытка извиниться за свое поведение: режиссер сыграл уснувшего члена кооператива, вытянувшего жребий.
Рязанов в итоге, совершенно не планируя ранее снимать на такую тему фильм, вдруг такое решение принял, пригласив актеров, большинство из которых уже снимались в его фильмах.
Первым вопросом для сценаристов Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского стала проблема – куда поместить действие фильма? После долгих раздумий участников собрания разместили в замкнутое помещение зоологического музея в вымышленном НИИ Охраны животных от окружающей среды. Где еще могли спорить люди, потерявшие человеческий облик? Снимали в одном из павильонов «Мосфильма», куда привезли чучела животных.
Такой сценарий пробить наверху было непросто – ведь в нем была честно показана модель общества, в которой у одних есть все, а у других – ничего. Комиссия Госкино сценарий приняла, однако без правок не обошлось – самые острые реплики из рукописи удалили.
А теперь о второй проблеме: в кадре одновременно присутствовали все герои, которые играли известные актеры, ежедневно задействованные в театральных постановках. Рязанову приходилось постоянно отпрашивать участников съемок у руководства театров.
Именно поэтому фильм снимали в рекордно короткие сроки – уложились в 24 дня. Для этого в помещении установили три камеры, чтобы одновременно снимать с разных ракурсов.
Работали легко и быстро, потому что все участники съемок – опытные и профессиональные актеры. Только один раз несколько участников съемок из числа мужчин позволили себе немного выпить в перерыве, чего не одобрил режиссер. В итоге произошел конфликт.
Часть известных актеров отказался сниматься в «Гараже» по разным причинам. Так, Вячеслав Тихонов не стал играть профессора Смирновского, потому что не верил в то, что такой фильм пропустят на экраны. Алле Демидовой не понравилась дерзкая директор рынка Кушакова, которую ей предложили сыграть, и актриса отказалась.
Роль председателя кооператива Сидорина досталась Валентину Гафту далеко не сразу. Сначала эту роль предложили Александру Ширвиндту, которого не отпустили из Театра Сатиры, как и Олега Басилашвили из Большого драматического театра.
Геннадий Хазанов сам отказался от роли, а Анатолий Кузнецов согласился сниматься у другого режиссера, поэтому пригласили Гафта, который в этот момент снимался в соседнем павильоне. Здесь он познакомился с актрисой Ольгой Остроумовой, которая через 17 лет станет его супругой.
После окончания съемок и монтажа, фильм чиновники не спешили выпускать на экраны, потому что слишком в неприглядном свете там показано общество. Помог случай: Леонид Брежнев на пленуме ЦК партии дал установку выявлять и критиковать общественные недостатки. И «Гараж» пришелся как нельзя кстати к этим словам.
Правда, показывали его в небольших кинотеатрах, что не помешало посмотреть его за время показа 28,5 миллионам человек. И сегодня этот фильм актуален.
Подписаться на канал «КиноНытик»