Узнать настоящий характер пунктов назначения и погрузиться в их атмосферу помогают изучение истории, исследование непопулярных туристических маршрутов и беседы с местными жителями, считает Виктор Рамих
Из аэропорта Сочи до границы с Абхазией ходит автобус № 173, он отвезёт к КПП «Псоу» меньше чем за 50 рублей без учёта багажа. Маршрутка обойдётся в две сотни рублей, зато и доставит быстрее. Удобнее всего, конечно, воспользоваться такси, благо сетевые извозчики с ценами не наглеют – Виктор Рамих добрался от аэропорта до границы за 500 рублей.
В Абхазию из России можно попасть и по заграничному, и по российскому паспортам, и даже лучше воспользоваться последним – абхазский штамп может стать проблемой при посещении стран, считающих эту республику оккупированной Россией. В ту же Грузию с ним точно не попадёшь, да и визу США, скорее всего, не получишь. Виктор говорит, что грузинские знакомые, узнав, что он собирается в Абхазию, обиженно поджали губы: Грузия до сих пор болезненно относится к потере трети «своей» территории. Между тем, единым народом, несмотря на, казалось бы, родственность, абхазцы и грузины не были никогда. Ну, к примеру, кухня: казалось бы, одни и те же блюда, характерные для всего Кавказа, но названия принципиально другие – то, что в Грузии зовётся хачапури по-аджарски, в Абхазии именуется «лодочкой».
Да и в остальном разные они, эти народы. В Грузии, например, тебя обволакивает местное гостеприимство, в объятиях которого с непривычки порой чувствуешь себя даже как-то стеснённо, что ли. Абхазское гостеприимство куда более прохладное.
– Этот народ до сих пор живёт по общинным, клановым понятиям, рассказывает Виктор Рамих. – В кафе тебе могут сказать, что ты неподобающе одет, и не обслужить. И вообще спокойно скажут или по-другому дадут понять, если ты не понравился. Если турист многие годы отдыхал у одного хозяина, а потом вдруг решил поселиться у другого, то его могут просто не принять. Когда тепло, россияне – единственный способ для местных жителей обеспечить себе жизнь до следующего сезона. Другого источника доходов в Абхазии, честно говоря, не заметил.
Не заметил Виктор в Абхазии ни заводов, ни фермерских хозяйств, ни даже виноградников в привычном представлении. Производство вина в Абхазии напоминает российское домашнее виноделие: дома в банке с надутой резиновой перчаткой под грудой сахара бродит брага. Нет и сыроварен, и производства мяса – хотя бы на фермерском, уж не говорим, производственном уровне.
Здесь продукты исключительно российского производства, – недоумевает Виктор Рамих. – Хотел привезти сувенир – абхазский сыр, но не нашёл, в итоге купил в магазине сыр с кавказским названием, но произведённый в Краснодаре.
Ещё Виктор, как человек, обожающий аутентичность, хотел привезти в качестве сувенира абхазские деньги, местная валюта здесь есть, но чисто номинально: все расплачиваются рублями и местные апсары даже видели далеко не все.
Одни местные жители просят Россию сделать Абхазию частью страны, другие опасаются, что в составе Федерации Абхазию ждёт обрусение, ибо землю тут же кинутся скупать москвичи, краснодарцы и северяне, мечтающие старость провести у тёплого моря. А насладиться в Абхазии есть чем.
Продолжение следует...
Автор: Рита Давлетшина
Фото: Виктор Рамих
По материалам газеты "Магнитогорский металл" от 3 декабря 2020 года