Найти в Дзене

РАЗВИТИЕ ЗВОНАРСКОЙ ТРАДИЦИИ

В религиозной практике большинства традиционных конфессий существуют инструменты, выполняющие сакральную, семантическую функцию, посредством различных музыкальных, ритмических и шумовых сигналов. Исторически сложилось так, что через доминирующее положение в обществе конкретного религиозного течения, религиозный обряд стал частью всеобщей, народной культуры. В христианстве, в частности, в православной традиции, применение колоколов является неотъемлемой частью богослужения. За минувшие столетия, звон колоколов не только органично вписался в традиционный быт русского этноса, но и стал частью его культурной идентичности. Использование различных шумовых и музыкальных инструментов в богослужении, а в данном случае, колокольного звона, корнями восходит к глубокой древности. Русский народ всегда особо почтительно относился к колоколам и звону, что выражалось в монументальных колоколонесущих сооружениях, сложноструктурированных колокольных звонах и высокотехнологичном колокололитейном производ

В религиозной практике большинства традиционных конфессий существуют инструменты, выполняющие сакральную, семантическую функцию, посредством различных музыкальных, ритмических и шумовых сигналов.

Исторически сложилось так, что через доминирующее положение в обществе конкретного религиозного течения, религиозный обряд стал частью всеобщей, народной культуры. В христианстве, в частности, в православной традиции, применение колоколов является неотъемлемой частью богослужения. За минувшие столетия, звон колоколов не только органично вписался в традиционный быт русского этноса, но и стал частью его культурной идентичности. Использование различных шумовых и музыкальных инструментов в богослужении, а в данном случае, колокольного звона, корнями восходит к глубокой древности. Русский народ всегда особо почтительно относился к колоколам и звону, что выражалось в монументальных колоколонесущих сооружениях, сложноструктурированных колокольных звонах и высокотехнологичном колокололитейном производстве.

С падением татаро-монгольского владычества, преимущественно в крупных городах России, в больших монастырях и кафедральных соборах, наблюдался рост колокольных собраний, дополнялись колокольные подборы, совершенствовалось мастерство звонарей-исполнителей. К XIX веку русские колокола приобрели всемирную известность. Русь обладала огромным территориальным пространством, поэтому при значительной удалённости селений друг от друга у людей возникла необходимость в мгновенном и общедоступном способе оповещения о различных событиях, а колокольные звоны явились одним из первых средств массового информирования.

С древнейших времен колокольный звон был неотъемлемой принадлежностью повседневной русской жизни. Он звучал в дни больших торжеств и в малые праздники. Колоколом созывали народ на вече, в случае различных бедствий, звали на помощь набатным или всполошным колоколом. Звоном призывали народ на защиту Отечества, приветствовали возвращение полков с поля брани. Колоколами давали знак заблудившемуся путнику. Колокола устанавливались на маяках, они помогали рыбакам в туманные дни найти правильное направление. Колокольным звоном встречали высоких гостей, звонили по прибытии царя, сообщали о важных событиях.

С момента Возникновения на Руси первых колоколов и до сегодняшнего времени, русский колокольный звон успел сформировать свой особый стиль звучания с последующей его конкретизацией через призму локальных традиций. Манеры исполнения звона, сформировавшиеся в разных областях и городах России, имеют ряд отличительных черт, но основным критерием формирования любого колокольного звона является церковный канон.

По технике исполнения, каждый колокольный звон – это уникальный культурный феномен, характеризующий конкретную колокольню, и конкретного звонаря – исполнителя, но при этом, выступающий элементом единой традиционной культуры, которую неправомерно рассматривать в отрыве от религиозно – обрядовой традиции. Однако, даже на одной и той же колокольне и у одного и того же звонаря, звоны могут быть сходны в звучании, иметь свой отличительный признак, но никогда не повторятся.

Формирующим фактором звонарского мастерства являются местные обычаи звона и принадлежность к звонарской традиции. Исходя из местных обычаев и возможностей колокольной системы, каждый звонарь комбинирует из имеющихся в исполнительском арсенале ритмических и мелодических ходов, регламентированных общим богослужебным уставом и уставом локального значения, существующим на приходе или в конкретном монастыре.

Из этого следует, что если знать мелодико-ритмические предпочтения звонаря и возможности их применения на колокольне, то, при прослушивании колокольных звонов на аудиозаписях, в большинстве случаев можно идентифицировать место исполнения звона, классифицировать тип применяемой звонарской композиции, выявить самого звонаря исполнителя и «прочитать» события явившееся первопричиной звона.

Крупные приходы, имеющие большое количество колоколов, зачастую в процессе исполнения звона задействуют не одного звонаря, а коллективы, где число исполнителей может достигать 10–12 человек. Дело в том, что один звонарь не в силах управлять всем колокольным набором, хотя при хорошей настройке системы управления звоном, справиться с его исполнением может и один звонарь. В таком случае импровизационная, творческая составляющая композиции способна увеличиться в разы, в силу того, что увеличивается слаженность звона и повышается возможность применения различных мелодико-ритмических комбинаций, а содержание большого числа звонарей становится нецелесообразным.

Православный церковный звон формировался и формируется на основе таких критериев как: уместность, благозвучие и ритмичность. На этих принципах и наиболее гармоничных, оптимальных их сочетаниях построены все авторские и «уставные» звоны.

Критерий уместности подразумевает под собой слияние исполняемого звона с конкретной ситуацией локального (приходского) значения и является внешним фактором формирования звона.

Благозвучие и ритмичность – это субъективные критерии, они зависят конкретно от мастерства исполнителя.

Традиционно в России, способом передачи звонарского искусства являлся так называемый «ремесленный метод», который подразумевает наличие мастера – носителя знаний, и группы обучающихся учеников. В крупных приходах и монастырях мастер именовался титулом «старший звонарь». В его сферу ответственности входило отслеживание каноничности и своевременностью звона. В сельских и малых приходах нередко в роли звонарей выступали местные умельцы-самоучки. Очень часто для запоминания структуры звона, звонарями употреблялись стихотворные, мелодические или ритмические фигуры, называемые «попевками». В отсутствие единой структурированной нотной системы, подобные «попевки» позволяли не только самому звонарю запомнить ход звона, но также продемонстрировать другому звонарю (ученику) особенности локальной звонарской традиции. В церковной певческой традиции, попевка является элементом системы «осмоглася» (от церковнославянского – восемь голосов), и подразумевает под собой элемент мелодической системы организации церковного песнопения. Если звонарь был из среды священно-церковнослужителей, то он, как правило, использовал в звонах местные аналоги попевок с применением церковных терминов или фраз из богослужебных текстов. В малочисленных приходах, где нередко функцию звонарей выполняли самоучки, часто использовались попевки вне церковного характера с причётами и шутками.

Рассматривая звон как элемент народного творчества, стоит учесть, что звонари-исполнители в свои композиции вносили элементы ритмических и мелодических рисунков, которые встречались в повседневной жизни общины и были характерны и традиционны для данной местности. Скажем, северные песни и звоны распевны, широки, степенны, с узорчатым рисунком, хитроумным переплетением голосов, а в Москве более привычны плясовые, подвижные ритмы, здесь манера народного пения и колокольный звон – более просты, прямолинейны.

Если анализировать духовную составляющую колокольного звона, то не стоит забывать, что, изначально, церковный звон – это равноправное священнодействие православной церкви. Звон в колокола начинает церковную молитву, и он же её оканчивает. Символизм этого инструмента прослеживается и в звонарской терминологии: звонари не играют на колоколах как другие исполнители, а «звонят», «созывают». По мнению белорусского кампанолога Е.Г. Шатько: «Источник звука колокола принадлежит к миру духовному, его звучание сопряжено с воплощением ассоциаций о невидимом, непостижимом Творце».

Звук колокола способен передавать динамику различных жизненных действий, процессов и событий, которые он воспроизводит ритмическими рисунками, посредством регламентации устава. Социально-информационные и богослужебные функции, которые выполнял и выполняет колокольный звон, свидетельствует о том, что в контексте культурного сознания человека, звонарское искусство имеет не последнее значение. Русскую звонарскую традицию нельзя отделить как от литургического пространства, так и от культурного. Колокольный звон в равной степени является отражением и выражением культурно-исторической и духовной сущности человека, выполняя сигнальные, сакральные и музыкально-ритмические функции.

Колокольный звон применяется: для призыва христиан к богослужению и для оповещения времени его начала; для возвещения не присутствующим в храме момента совершения более важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений; для выражения празднично го торжества и духовной радости христиан в наиболее великие праздники – помимо богослужения.

В настоящее время, будничные звоны – явление не частое. Колокольные звоны нашего времени это не столько повседневные реалии города или села, сколько украшение богослужения. По большей части, они остаются элементом именно культурного наследия, а не богослужебной потребностью. Сейчас, даже в тех крупных храмах, где ведутся ежедневные службы, будничный звон, все равно, явление достаточно редкое. Данный факт свидетельствует о тенденции отстраненности и разобщенности звона от богослужения. Преимущественно, звоны можно услышать по воскресным и праздничным дням, но в другие дни, колокольни стоят безгласно.

Такое нерегулярное употребление инструмента сводит к минимуму развитие звонарского ремесла, тормозит его переход на более качественный уровень исполнительства и что наиболее важно, ставит под угрозу утраты преемственность локальных звонарских традиций.