92,7K подписчиков

Художник Юлий Клевер: пространство смыслов

15K прочитали
Настоящая живопись — это пространство смыслов. Иногда — простых и наглядных. Порою — многочисленных и многоуровневых, разнообразных и разноречивых, взаимопереплетающихся или даже трудносогласующихся. Тех, что превращают созерцание картины в увлекательное путешествие по лабиринтам символов, намёков и оттенков авторских переживаний.

Юлий Юльевич Клевер был настоящим мастером по части создания живописного пространства смыслов. Творцом прекрасных пейзажей, чьи этос, пафос и логос выходят за рамки простой констатации красоты живой природы. По сути дела, каждая из его картин — приглашение зрителя к заочному диалогу с их создателем. Приятная глазу эстетика полотен —лишь изящная форма подачи, рассчитанная на положительный эмоциональный отклик аудитории. Лишь первый шаг на пути к пониманию живописного послания, зашифрованного при помощи умных и тонких приёмов, заслуживающих всяческого восхищения и детального анализа.

«Юлиус Клевер в своей студии», 1909, холст, масло, 77,5 х 67 см
«Юлиус Клевер в своей студии», 1909, холст, масло, 77,5 х 67 см

Полотно «Закат солнца зимой» прекрасно подходит для нашей с Вами цели. Начать хотя бы с того, как виртуозно герой нашей статьи обходит старую как мир истину о том, что любой пейзаж, на котором присутствует человек, автоматически становится картиной, посвящённой именно этому человеку. Данное утверждение стопроцентно верно описывает картину «Лесной пейзаж. Осенний лес», но в случае «Заката...» срабатывает лишь в четверть силы. Ибо «роли первого плана» на этом холсте достались не только одинокой человеческой фигурке, очутившейся на перепутье, но и ещё трём ключевым объектам композиции.

Первая из них — старая ива, что располагается на переднем плане картины. Это основа структуры композиции, «нулевая точка отсчёта». Её неспокойные, причудливые очертания встречают наш взгляд на пути к любому иному значимому объекту полотна. Две другие ивы, присутствующие на картине, вовсе не случайно похожи на неё как родные сёстры. Их «тёплые» тёмные силуэты в сущности являются её же проекциями, призванными добавить ландшафту эмоциональной весомости. А заодно — композиционно разбавить и визуально разнообразить доминирующие светлые тона и стройные линии. Да и геометрия взаимного расположения этих изогнутых стволов и ветвей лишний раз подчёркивает символическую значимость точки схождения трёх дорог, в которой находится человеческая фигура.

Вторым важнейшим носителем смыслов данной работы является, конечно же, дом. Его миссия — подчеркнуть тему одиночества, и в то же время — спокойного уюта. От близкой, но совершенно недостижимой деревни его отделяют холодные воды замерзающей реки. От горизонта — стена леса. Однако, струйка дыма, поднимающаяся из его трубы, говорит нам о том, что сам он полон живого тепла и готов согреть свою хозяйку. Скромный и далеко не новый, но всё ещё надёжный и крепкий, он служит «зеркалом» облика и характера своей владелицы, чьего лица и деталей фигуры художник нам с Вами не открывает.

Юлиус Сергиус фон Клевер, «Закат солнца зимой», 1891, холст, масло, частное собрание
Юлиус Сергиус фон Клевер, «Закат солнца зимой», 1891, холст, масло, частное собрание

Третьей «опорой» картины, несущей в себе сокровенный замысел автора, является «дуэт» яркого заходящего Солнца и непроглядно-тёмных вод. Светило всё ещё ярко, путь его по светлым небесам пока что не окончен. Но его тепла уже недостаточно, чтобы хоть немного согреть этот заснеженный простор. Неглубокое русло реки всё ещё не полностью сковано льдом, но стоит дневной звезде скрыться в вечерних тучах - и участь его будет предрешена...

А теперь — самое главное. Обратите внимание, дорогой читатель: ведь совершенно не очевидно, куда именно направляется четвёртая ключевая фигура произведения «Закат...». Та женщина на перепутье трёх дорог, что несёт за плечами мешок. В тёплые ли сени деревенского дома, или же в лесную чащу? Навстречу будущему дню? Или в объятья мрака, готового вот-вот рухнуть с небес на землю и окутать мир всепобеждающим равнодушным холодом?

Каждый из перечисленных выше ключевых носителей символов дарит нам собственные намёки и подсказки. И лишь все четверо, сложенные вместе, выстраиваются в единое пространство смыслов. Пусть не дающее прямых ответов на вопросы сюжета, зато заставляющее задуматься о вечной теме жизненного пути человека. О его метафизичности, выразившейся в полумистическом образе «зеркалящихся» ив; о стремлении к надёжной предсказуемости, воплотившейся в облике старого дома; и о его конечной предопределённости, о которой поведал неизбежный закат Солнца, вмёрзшая в лёд рыбацкая лодка да тёмная от холода вода Балтийского залива.

Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер

Воистину, картины Клевера — всегда нечто большее, чем просто пейзажи. Эти живописные пространства определённо стоят Вашего созерцания и достойны Вашего осмысления, уважаемый читатель.

Приятного просмотра!

Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юлиус Сергиус фон Клевер
Юли Юльевич Клевер
Юли Юльевич Клевер

Автор: Лёля Городная Телеграм Подпишись!