В экспедиции «Магический Байкал» я проехал более 3000 километров на подготовленном внедорожнике Toyota Land Cruiser 80. Мы ездили по дорогам Бурятии и Иркутской области. В дебри не забирались, по горным дорогам, перевалам и умеренному бездорожью поездили. В этой статье я расскажу о машине.
Написать статью меня побудил вопрос, прозвучавший в комментариях:
Маск Ибн Элон:
Автор, почему среди экспедиционников так много тлк 80? В чём ее преимущества перед соткой? Как по мне сотка лучше по всем параметрам. 4.2 турбо-дизель 204 л.с с акпп5 последний рестайлинг с хорошей подвеской и нормальными сиденьями от БМВ х5 лучше 200 и 80 в экспедиции. Или у вас свое мнение на этот вопрос? Спасибо
Я не буду строить из себя великого специалиста по внедорожникам, поэтому попросил рассказать о машине Александра, который был нашим гидом и водителем.
Александр живет в Иркутске, раньше был преподавателем
в военном авиационном училище, сейчас профессионально занимается подготовкой и ремонтом внедорожников, вряд ли кто-то лучше него расскажет о машине, ему слово:
Экспедиционный автомобиль должен быть готовым не только к долгим пробегам по асфальту. Но и к серьёзному бездорожью. Глубоким бродам, когда вода по торпеду в салоне. И тут 80 имеет ряд преимуществ:
- Минимум электроники, которая может выйти из строя на более современных джипах.
- Три блокировки на 80 идут в заводских комплектациях.
- Возможность установки колёс от 33 до 37 дюймов. На 100 только 33, далее очень серьёзный бюджет. Скорость по асфальту при которой водитель может покрыть максимальное дневное расстояние 90-110км/час. Сводит на нет преимущества в скорости 100-х и 200-х крузаков.
Очень важное свойство — ремонтопригодность 80-х в экспедиции. Можно своими силами отремонтировать практически всё. Ступичные подшипники взаимозаменяемы нам передних и задних осях. Это значит меньший запас запчастей везти. Крепкая раздатка и коробка позволяют нагружать больший вес.
Я попросил Александра рассказать об особенностях его автомобиля.
Тойота Ленд Крузер 81-й серии выгодно отличается от своих собратьев 24-х клапанным двигателем с турбонаддувом и мощностью в 170 л/с. Машина изначально планировалась как экспедиционная и прошла этап глубокого тюнинга.
Для большего запаса хода установлен дополнительный топливный бак на 166 литров. Усиленная подвеска +4 дюйма повысила геометрическую проходимость и грузоподъёмность автомобиля. Также она позволяет устанавливать колёса до 37 дюймов.
Штатные мосты заменены на мосты с межколесными блокировками, которые облегчают движение в сложных дорожных условиях. Но если и этого оказывается не достаточно, на помощь приходит лебёдка с усилием 5600кг.
Силовые бампера спереди и сзади как и боковая защита передних колёсных арок переходящая в силовые подножки, надёжно защищают автомобиль от внешнего воздействия не только на бездорожье.
Если багажного отсека оказывается не достаточно для размещения всякого шмурдяка, экспедиционный багажник во всю крышу в помощь. Он съедает свои 2 литра топлива по трассе, но без него, увы, порой невозможно. Для облегчения дыхания двигателя установлена тюнинговая выпускная система известной японской фирмы.
Для преодолевания глубоких бродов установлен шноркель, выведены сапуны с мостов АКПП и РК. Штатные расширители арок заменены на более широкие, придавая брутальность и дополнительную защиту. При подготовке использовалось оборудование известной фирмы ARB.
После глубоких бродов и преодоления водных преград салон нужно просушить.
Двигатель также подвергся модернизации. Установлен блок, головка, турбина от двигателя HDFTE, т.е от 100-го Ленд круизера. Аппаратура, форсунки, и вся лобовина от HDFT. Заглушена система ЕГР и двигатель начал выдавать свои 210 сил.
Для дальних поездок в салоне раскладывается спальное место и три человека с комфортом могут скоротать ночь.
Для борьбы с тьмой в ночное время установлена светодиодная балка Prolight Extrim мощностью 180 ватт с пучком света 25°.
С учетом дополнительного оборудования вес машины сейчас составляет 3100 кг. Расход топлива по трассе 13.5 л/100 км, по бездорожью от 20 до 40 в зависимости от колеи, глины, пониженной передачи и т.д.
Я могу добавить впечатления с точки зрения пассажира. Машина мне понравилась, поначалу было немного непривычно сидеть на левом кресле, машина праворульная. Однако мне, как фотографу, так было даже удобнее. Очень здорово, что можно съехать в любом месте ради удачного ракурса или залезть на крышу. Многие фотографии в деревнях сделаны именно с крыши. Причем на крышу можно вылезти через люк прямо из салона. Сделано это не ради удобства, а для безопасности. Если машина проломит лед и будет уходить под воду, через двери выбраться будет нельзя. Сзади с комфортом помещаются два человека, куча рюкзаков и аппаратуры.
В заключение добавлю, что Александр организует и проводит туры и экспедиции в районе Байкала. На Ольхоне он показал не только мастерство гида и водителя, но еще и организовал шикарный обед. В багажнике нашлось место не только грилю и всем, что нужно для пикника, но и настоящему самовару.
Если остались какие-то вопросы, задавайте. Я попрошу Александра ответить подробнее. Также поделюсь его ссылкой на его инстаграм, где он рассказывает о путешествиях и об автомобиле: @zavolzhenskii
Скоро на Байкале начнется сезон прозрачного льда, посмотрите и вдохновитесь фотографиями. Возможно, решите съездить и прокатиться на этом самом «крузаке».
Александру и его автомобилю желаю удачи и многие сотни тысяч километров!
Ставьте лайк 👍🏻 и заходите ко мне на канал о путешествиях по России и авиации. Подписывайтесь, чтобы не пропустить авторские материалы.