С этого года экзамены на получение водительского удостоверения принимают по-новому. Теперь сдать на права почти нереально, уверяют одни. Правда, другие заявляют: стало, наоборот, легче.
Меньше водителей и проблем
Любопытна на этом фоне статистика, которую предоставил начальник Межрайонного отдела регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора ГИБДД УМВД России по Брянской области Роман Казаков.
Так, за год из 70 тысяч желающих получить права теоретический экзамен с первого раза сдали меньше половины, а практический в среднем - всего 12,5 процента.
Тем не менее водители, прошедшие такой строгий отбор, потом всё равно провоцируют серьёзные аварии. По их вине произошло 35 дорожно-транспортных происшествий, в которых пять человек погибли и 47 пострадали.
- Статистика ДТП среди новичков везде примерно одинаковая, нельзя сказать, что наша страна или область как-то выделяется. Другое дело, что взять машину в кредит в последнее время может человек с любым достатком, поэтому и количество автомобилей растёт. Но за пять лет с учётом всех реформ сложность экзамена увеличилась в четыре раза, а в этом году по сравнению с прошлым права получили, наверное, вдвое меньше людей. И раз количество новых водителей сократилось, то уменьшилось и число аварий с их участием, - считает
заместитель председателя Брянской областной ассоциации
автошкол Владимир Прохоров.
- Даже если у человека стаж вождения несколько лет, с вероятностью 90 процентов он сейчас не сдаст экзамен, сказал мне преподаватель в автошколе, - поделился брянец Максим Родионов. - Судите сами: раньше в теоретическом билете с 20 вопросами допускались две ошибки. Теперь за каждую из них вам дают по пять дополнительных вопросов, и в них уже нельзя ошибиться, иначе сразу провал. Или практика проходила в два этапа - площадка и город, а теперь их объединили в один общий экзамен по вождению. И теперь если у тебя незачёт, допустим, по городу, то заново придётся проходить и площадку.
Потерялись в трёх перекрёстках
Казалось бы, в чём проблема - пересдавать-то можно бесконечно. Но ближайшую дату назначат через месяц, а за это время не растерять бы те знания, что есть. А лучше их приумножить: перечитать лекции и нанять инструктора для «подкатки», стоят его услуги около тысячи рублей в час. Основательно подготовившись к экзаменам, в том числе психологически, как правило, на пятой-шестой пересдаче люди получают заветные права.
- Это не означает, что их плохо учат, - говорит инструктор автошколы Владимир Понкрашов. - Просто многие, на мой взгляд, сегодня перестали думать. Раньше как было? Преподаватель читает лекцию, ученики её конспектируют, перерисовывают что-то с доски и таким образом запоминают. А теперь лекция идёт в виде фильма, который учитель включает на компьютере, и многие сразу опускают головы в телефоны. Получается, что в тетради они записали только тему урока и не могут на следующий день вспомнить, о чём шла речь, повторить пройденный материал. Или вождение ранее сдавали в Советском районе Брянска, где оживлённое движение, много поворотов, разворотных колец, но тогда люди соображали быстрее, чтобы в аварию не попасть. А сейчас расслабились в Фокинском районе, где прямая дорога и мало машин - тут они уже буквально потерялись в трёх перекрёстках.
Стоит отметить, что в Брянской области 57 автошкол. Конкуренция это немаленькая, а потому стоимость обучения если и растёт, то не очень сильно - до 10 процентов в год. Сейчас цены держатся в пределах 15-27 тысяч рублей - у давно зарекомендовавших себя учебных заведений обычно и прайс дороже.
Евгения ПЕТРОВСКАЯ