В 1961 г. DS19 получил новый передний бампер с "клыками" и дополнительную пару передних фар. В линейке появляется кабриолет Decapotable, разработанный Анри Шапроном. До 1971 г. ателье Chapron построило 1365 стандартных DS с открытым верхом, а также несколько купе и седанов с изменённой формой крыши. В 1964 г. Citroen заключает соглашение с фирмой NSU Motorenwerke о создании общего предприятия Comobil (позже Comotor) для развития технологии роторных двигателей. Тем временем Ami 6 был предложен с 5-дверным кузовом универсал, 2CV обзавёлся передними петлями дверей, а линейку DS дополнила роскошная модификация Pallas. В 1965 г. на DS установлен улучшенный рядный 4-цилиндровый двигатель с коротким ходом поршня и 5-опорным коленвалом. Первой в продажу поступила модификация DS21 (2175 см3, 100 л.с.), а затем последовал DS20 (1985 см3, 91 л.с.). Citroen поглощает старейшую французскую марку Panhard и производителя грузовиков Berliet. Эти приобретения должны были обогатить инженерный опыт компании для создания новых моделей среднего класса, способных конкурировать с Renault-16. В дальнейшем существовании бренда Panhard руководство Citroen заинтересовано не было, поэтому в 1967 г. он был ликвидирован.
В 1967 г. появляется 5-дверный хэтчбек Dyane. Технически он был идентичен 2CV, но имел более современный кузов с интегрированными в передние крылья фарами. Изначально он оснащался оппозитным 2-цилиндровым двигателем объёмом 424 см3 (18 л.с.), а с 1969 г. на выбор предлагались уже две модификации: Dyane 4 (435 см3, 24 л.с.) и Dyane 6 (602 см3, 29 л.с.). С 1970 г. соответствующие моторы ставились на 2CV4 и 2CV6. В 1968 г. дизайнер Робер Опрон провёл рестайлинг моделей DS и ID. Основными её элементами стали двойные круглые фары под пластиковыми крышками, причём внутренняя пара поворачивалась с помощью гидравлики в направлении движения автомобиля. Компания Citroen выкупила итальянского производителя спортивных автомобилей Maserati, чтобы с его помощью разработать мощный двигатель для будущей модели SM. В результате был образован холдинг Citroen SA, 49% акций которого фирма Michelin продала концерну FIAT. Образованное таким образом совместное предприятие PARDEVI просуществовало до 1973 г. В 1968 г. также поступил в продажу Citroen-Mehari - утилитарный вездеход без дверей и крыши, построенный на базе Dyane. С 1968 по 1987 гг. было изготовлено 114.953 ед., включая 1.300 ед. полноприводной версии 4×4. В 1969 г. на смену Ami 6 приходит Ami 8, у которого спорное заднее стекло было заменено покатой крышей фастбек. Мощность 0,6 л 2-цилиндрового мотора увеличилась до 32 л.с. В 1969 г. DS21 первым среди французских автомобилей стал оснащаться электронным впрыском топлива, с которым мощность выросла до 125 л.с., а более дешёвый ID20 получил 2 л мотор.
В рамках программы Comotor в 1969 г. на базе Ami 8 был разработан 2-дверный фастбек M35 с роторным двигателем объёмом 498 см3 и мощностью 49 л.с. Избранные клиенты Citroen получили возможность бесплатно протестировать 267 таких машин, после чего всю экспериментальную партию изъяли и уничтожили. В 1970 г. на Женевском автосалоне были представлены две новинки: SM и GS. Обе машины оформил Робер Опрон. 3-дверный хэтчбек SM создавался как спортивная версия модели DS. Он был оснащён алюминиевым двигателем Maserati V6 DOHC объёмом 2675 см3 и мощностью 170 л.с. с приводом на передние колёса через 5-ступенчатую МКП или 3-ступенчатую АКП. В дополнение к гидропневматической подвеске автомобиль получил самоцентрирующееся рулевое управление (DIRAVI), чувствительный к скорости гидроусилитель руля, дисковые тормоза на всех колёсах и стеклоочистители с датчиком дождя. По всем параметрам SM был исключительным представителем класса GT, но из-за высокой цены и сложностей с обслуживанием спрос на него оказался ниже ожидаемого. Более популярным был GS - переднеприводной автомобиль среднего класса с обтекаемым кузовом фастбек-седан или универсал. Он разделял со старшими моделями гидравлическую подвеску и дисковые тормоза на всех колёсах, но оснащался относительно слабым оппозитным 4-цилиндровым мотором воздушного охлаждения объёмом 1015 см3 и мощностью 55 л.с., позже предложенным в вариантах 1,1 и 1,3 л. Также существовала модификация GS Birotor с двигателем Ванкеля мощностью 106 л.с., но её ожидала та же судьба, что и прототип M35. В 1970 г. Citroen-ID превратился в бюджетные модификации DSpecial и DSuper в линейке DS. В 1971 г. SM одержал победу в Ралли Марокко, а GS был признан Европейским автомобилем года.
Финальной модификацией "Богини" в 1973 г. стал DS23, оснащённый рядным 4-цилиндровым двигателем объёмом 2347 см3 и мощностью 115 л.с. (карбюратор) или 130 л.с. (инжектор). У Ami 8 появилась версия Ami Super с оппозитным 4-цилиндровым мотором от GS объёмом 1015 см3 и мощностью 55 л.с. В 1974 г. представлен Citroen-CX, подготовленный в качестве замены DS. Внешне он выглядел как увеличенная модель GS, но внутри имел усовершенствованную гидропневматическую подвеску, гидроусилитель руля DIRAVI с переменным коэффициентом усиления и панель приборов "spaceship", в которой все органы управления были сконцентрированы вокруг односпицевого руля. Вместо 3-секционного мотора Ванкеля CX получил рядный 4-цилиндровый двигатель OHV объёмом 1985 см3 (102 л.с.) или 2175 см3 (112 л.с.), но установлен он был не продольно, а поперечно. В 1975 г. базовый фастбек-седан был дополнен фастбеком CX Prestige с длинной базой и универсалом CX Break. Тогда же CX был выбран Европейским автомобилем года. Большие расходы на разработку моделей GS и CX, строительство нового завода в Ольне-су-Буа и ликвидация старого завода в Париже, нефтяной кризис 1973 г., крах проекта Comotor и уход с американского рынка спровоцировали банкротство компании Citroen в 1974 г. Правительство Франции организовало переговоры и вынудило Michelin передать управление бизнесом фирме Peugeot. В декабре 1974 г. Peugeot выкупила 38% акций Citroen, а в апреле 1976 г. увеличила свою долю до 90% и образовала группу PSA (Peugeot Société Anonyme) или Peugeot-Citroen. В 1975 г. марка Maserati была продана De Tomaso, а Berliet - Renault. В 1976 г. первым продуктом объединения Peugeot и Citroen стал сити-кар LN, известный как Helene. Он разделял 3-дверный кузов хэтчбек с моделью Peugeot-104Z, но оснащался оппозитным 2-цилиндровым мотором Citroen объёмом 602 см3 и мощностью 32 л.с. Через два года появилась экспортная модификация LNA с двигателем объёмом 652 см3 (36 л.с.).
В 1978 г. также был разработан 5-дверный хэтчбек Visa, получивший собственный аэродинамический кузов от Робера Опрона. Базовый силовой агрегат он разделял с LNA, но за доплату предлагались рядные 4-цилиндровые моторы серии Douvrin (1.0, 1.1 или 1.4 л.) с электронным зажиганием AEI. Citroen-CX продолжает гоночные успехи своего предшественника и занимает первые 5 мест в Ралли Сенегала 1976 г. В этом году у него появились 2 новых мотора: бензиновый объёмом 2347 см3 (115 л.с.) и дизельный объёмом 2175 см3 (66 л.с.). В 1977 г. последовала инжекторная модификация CX 2400 GTi (128 л.с.), а в 1978 г. - дизельная CX 2500 D (75 л.с.). В 1979 г. прошёл небольшую модернизацию Citroen-GS. Теперь он назывался GSA и оснащался пятой дверью. В 1980 г. PSA приобретает активы разорившегося филиала Chrysler Europe. Инженеры Citroen принимают участие в разработке румынской малолитражки Oltcit-Club, которую с 1984 по 1990 гг. продавали в Западной Европе как Citroen-Axel.
В 1982 г. на Парижском автосалоне представлен 5-дверный семейный хэтчбек BX. Спроектированный дизайнером Марчелло Гандини из ателье Bertone, он отличался интегрированными пластиковыми бамперами, прямоугольными блок-фарами, отсутствием решётки радиатора и прозрачными вставками из поликарбоната в задних стойках крыши (на некоторых модификациях). Под капотом поперечно устанавливались рядные 4-цилиндровые бензиновые моторы объёмом 1124, 1360, 1580 или 1905 см3, а также дизели объёмом 1769 или 1905 см3. В стандартную комплектацию входили гидропневматическая подвеска и дисковые тормоза на всех колёсах, а с 1984 г. версия BX19 GT оснащалась бортовым компьютером. В 1984 г. линейка CX дополнена турбодизельной версией Turbo-D 2.5 мощностью 95 л.с., а вслед за ней - бензиновой CX25 GTi Turbo мощностью 168 л.с. с электронным впрыском и турбонаддувом. В 1985 г. последовал "спортивный" хэтчбек Visa GTi (1580 см3, 105 л.с.), версия с кузовом универсал BX Break и лимитированная серия из 200 экз. BX 4TC для участия в раллийной Group B с продольно установленным 4-цилиндровым турбомотором объёмом 2141 см3 и мощностью 200 л.с.
В 1986 г. на смену моделям LNA и Visa пришёл субкомпактный Citroen-AX в 3- и 5-дверном вариантах. В 1987 г. была разработана модификация BX19 GTi, оснащённая первым во Франции 16-клапанным двигателем DOHC объёмом 1905 см3 и мощностью 160 л.с., который обеспечивал максимальную скорость 218 км/ч. В 1988 г. во Франции изготовлен последний Citroen-2CV. Ещё два года эта машина выпускалась в Португалии, и всего с 1948 по 1990 гг. с конвейера сошло 3,9 млн. ед. В 1989 г. в качестве замены Citroen-CX был представлен Citroen-XM. Это был второй Citroen с кузовом от Bertone, оформленным в клиновидном стиле, в вариантах 5-дверный хэтчбек и 5-дверный универсал Break. На нём впервые получила применение подвеска Hydractive с электронным управлением. На выбор предлагались два бензиновых мотора: рядный 4-цилиндровый объёмом 1998 см3 (110-121 л.с.) или V6 объёмом 2975 см3 (167 л.с.), а также 2,1 л 4-цилиндровый дизель (82 л.с.) или турбодизель объёмом 2088 см3 (109 л.с.). В 1990 г. ему был присуждён титул "Европейский автомобиль года".
В 90-е годы начинается активное обновление всего модельного ряда Citroen. Первым в 1991 г. в модельном ряду появляется компактный семейный автомобиль ZX с 3- и 5-дверными кузовами хэтчбек. В этом же году компания открывает дилерскую сеть в Восточной Германии и строит свой первый завод в Китае - Dongfeng Peugeot-Citroen. В 1993 г. в продажу поступает 5-дверный лифтбек сегмента D Xantia, а в 1994 г. после премьеры на Женевском автосалоне - первый минивэн фирмы Evasion. Он был создан совместно PSA и FIAT, и выпускался на одном заводе с близнецами Peugeot-806, FIAT-Ulysse и Lancia-Z. На рынке Великобритании он продавался под именем Citroen-Synergie.
В 1994 г. выходит версия ZX Break с 5-дверным кузовом универсал. В 1995 г. модельный ряд пополняется 5-дверным универсалом сегмента D Xantia Break. В 1996 г. выходит в свет грузопассажирский фургон Berlingo в версиях Van, Combi и Multispace. На одном конвейере с ним выпускается брат-близнец Peugeot-Partner.
Citroën. Часть I
Citroën. Часть III
Traction Avant, 2CV, DS21, U23, Xsara WRC (2004), C4 Sport, C1 5-door, C2 Super 1600 (2005), DS3 WRC (2011)
#история автомобилей #автомобильная история #французские автомобили #автомобили из франции #citroen