Найти в Дзене
Мой мини-гараж

Citroen. Часть II

В 1961 г. DS19 получил новый передний бампер с "клыками" и дополнительную пару передних фар. В линейке появляется кабриолет Decapotable, разработанный Анри Шапроном. До 1971 г. ателье Chapron построило 1365 стандартных DS с открытым верхом, а также несколько купе и седанов с изменённой формой крыши. В 1964 г. Citroen заключает соглашение с фирмой NSU Motorenwerke о создании общего предприятия Comobil (позже Comotor) для развития технологии роторных двигателей. Тем временем Ami 6 был предложен с 5-дверным кузовом универсал, 2CV обзавёлся передними петлями дверей, а линейку DS дополнила роскошная модификация Pallas. В 1965 г. на DS установлен улучшенный рядный 4-цилиндровый двигатель с коротким ходом поршня и 5-опорным коленвалом. Первой в продажу поступила модификация DS21 (2175 см3, 100 л.с.), а затем последовал DS20 (1985 см3, 91 л.с.). Citroen поглощает старейшую французскую марку Panhard и производителя грузовиков Berliet. Эти приобретения должны были обогатить инженерный опыт компа
Logo Citroën с 2021 года.
Logo Citroën с 2021 года.

В 1961 г. DS19 получил новый передний бампер с "клыками" и дополнительную пару передних фар. В линейке появляется кабриолет Decapotable, разработанный Анри Шапроном. До 1971 г. ателье Chapron построило 1365 стандартных DS с открытым верхом, а также несколько купе и седанов с изменённой формой крыши. В 1964 г. Citroen заключает соглашение с фирмой NSU Motorenwerke о создании общего предприятия Comobil (позже Comotor) для развития технологии роторных двигателей. Тем временем Ami 6 был предложен с 5-дверным кузовом универсал, 2CV обзавёлся передними петлями дверей, а линейку DS дополнила роскошная модификация Pallas. В 1965 г. на DS установлен улучшенный рядный 4-цилиндровый двигатель с коротким ходом поршня и 5-опорным коленвалом. Первой в продажу поступила модификация DS21 (2175 см3, 100 л.с.), а затем последовал DS20 (1985 см3, 91 л.с.). Citroen поглощает старейшую французскую марку Panhard и производителя грузовиков Berliet. Эти приобретения должны были обогатить инженерный опыт компании для создания новых моделей среднего класса, способных конкурировать с Renault-16. В дальнейшем существовании бренда Panhard руководство Citroen заинтересовано не было, поэтому в 1967 г. он был ликвидирован.

DS19 Decapotable (1961), Ami 6 Break (1964), logo Berliet, logo Panhard.
DS19 Decapotable (1961), Ami 6 Break (1964), logo Berliet, logo Panhard.

В 1967 г. появляется 5-дверный хэтчбек Dyane. Технически он был идентичен 2CV, но имел более современный кузов с интегрированными в передние крылья фарами. Изначально он оснащался оппозитным 2-цилиндровым двигателем объёмом 424 см3 (18 л.с.), а с 1969 г. на выбор предлагались уже две модификации: Dyane 4 (435 см3, 24 л.с.) и Dyane 6 (602 см3, 29 л.с.). С 1970 г. соответствующие моторы ставились на 2CV4 и 2CV6. В 1968 г. дизайнер Робер Опрон провёл рестайлинг моделей DS и ID. Основными её элементами стали двойные круглые фары под пластиковыми крышками, причём внутренняя пара поворачивалась с помощью гидравлики в направлении движения автомобиля. Компания Citroen выкупила итальянского производителя спортивных автомобилей Maserati, чтобы с его помощью разработать мощный двигатель для будущей модели SM. В результате был образован холдинг Citroen SA, 49% акций которого фирма Michelin продала концерну FIAT. Образованное таким образом совместное предприятие PARDEVI просуществовало до 1973 г. В 1968 г. также поступил в продажу Citroen-Mehari - утилитарный вездеход без дверей и крыши, построенный на базе Dyane. С 1968 по 1987 гг. было изготовлено 114.953 ед., включая 1.300 ед. полноприводной версии 4×4. В 1969 г. на смену Ami 6 приходит Ami 8, у которого спорное заднее стекло было заменено покатой крышей фастбек. Мощность 0,6 л 2-цилиндрового мотора увеличилась до 32 л.с. В 1969 г. DS21 первым среди французских автомобилей стал оснащаться электронным впрыском топлива, с которым мощность выросла до 125 л.с., а более дешёвый ID20 получил 2 л мотор.

Dyane 6 (1969), DS21 Break (1968), Mehari (1970), Ami 8 (1969).
Dyane 6 (1969), DS21 Break (1968), Mehari (1970), Ami 8 (1969).

В рамках программы Comotor в 1969 г. на базе Ami 8 был разработан 2-дверный фастбек M35 с роторным двигателем объёмом 498 см3 и мощностью 49 л.с. Избранные клиенты Citroen получили возможность бесплатно протестировать 267 таких машин, после чего всю экспериментальную партию изъяли и уничтожили. В 1970 г. на Женевском автосалоне были представлены две новинки: SM и GS. Обе машины оформил Робер Опрон. 3-дверный хэтчбек SM создавался как спортивная версия модели DS. Он был оснащён алюминиевым двигателем Maserati V6 DOHC объёмом 2675 см3 и мощностью 170 л.с. с приводом на передние колёса через 5-ступенчатую МКП или 3-ступенчатую АКП. В дополнение к гидропневматической подвеске автомобиль получил самоцентрирующееся рулевое управление (DIRAVI), чувствительный к скорости гидроусилитель руля, дисковые тормоза на всех колёсах и стеклоочистители с датчиком дождя. По всем параметрам SM был исключительным представителем класса GT, но из-за высокой цены и сложностей с обслуживанием спрос на него оказался ниже ожидаемого. Более популярным был GS - переднеприводной автомобиль среднего класса с обтекаемым кузовом фастбек-седан или универсал. Он разделял со старшими моделями гидравлическую подвеску и дисковые тормоза на всех колёсах, но оснащался относительно слабым оппозитным 4-цилиндровым мотором воздушного охлаждения объёмом 1015 см3 и мощностью 55 л.с., позже предложенным в вариантах 1,1 и 1,3 л. Также существовала модификация GS Birotor с двигателем Ванкеля мощностью 106 л.с., но её ожидала та же судьба, что и прототип M35. В 1970 г. Citroen-ID превратился в бюджетные модификации DSpecial и DSuper в линейке DS. В 1971 г. SM одержал победу в Ралли Марокко, а GS был признан Европейским автомобилем года.

M35 (1969), SM (1970), GS (1970), SM Rally (Morocco 1971).
M35 (1969), SM (1970), GS (1970), SM Rally (Morocco 1971).

Финальной модификацией "Богини" в 1973 г. стал DS23, оснащённый рядным 4-цилиндровым двигателем объёмом 2347 см3 и мощностью 115 л.с. (карбюратор) или 130 л.с. (инжектор). У Ami 8 появилась версия Ami Super с оппозитным 4-цилиндровым мотором от GS объёмом 1015 см3 и мощностью 55 л.с. В 1974 г. представлен Citroen-CX, подготовленный в качестве замены DS. Внешне он выглядел как увеличенная модель GS, но внутри имел усовершенствованную гидропневматическую подвеску, гидроусилитель руля DIRAVI с переменным коэффициентом усиления и панель приборов "spaceship", в которой все органы управления были сконцентрированы вокруг односпицевого руля. Вместо 3-секционного мотора Ванкеля CX получил рядный 4-цилиндровый двигатель OHV объёмом 1985 см3 (102 л.с.) или 2175 см3 (112 л.с.), но установлен он был не продольно, а поперечно. В 1975 г. базовый фастбек-седан был дополнен фастбеком CX Prestige с длинной базой и универсалом CX Break. Тогда же CX был выбран Европейским автомобилем года. Большие расходы на разработку моделей GS и CX, строительство нового завода в Ольне-су-Буа и ликвидация старого завода в Париже, нефтяной кризис 1973 г., крах проекта Comotor и уход с американского рынка спровоцировали банкротство компании Citroen в 1974 г. Правительство Франции организовало переговоры и вынудило Michelin передать управление бизнесом фирме Peugeot. В декабре 1974 г. Peugeot выкупила 38% акций Citroen, а в апреле 1976 г. увеличила свою долю до 90% и образовала группу PSA (Peugeot Société Anonyme) или Peugeot-Citroen. В 1975 г. марка Maserati была продана De Tomaso, а Berliet - Renault. В 1976 г. первым продуктом объединения Peugeot и Citroen стал сити-кар LN, известный как Helene. Он разделял 3-дверный кузов хэтчбек с моделью Peugeot-104Z, но оснащался оппозитным 2-цилиндровым мотором Citroen объёмом 602 см3 и мощностью 32 л.с. Через два года появилась экспортная модификация LNA с двигателем объёмом 652 см3 (36 л.с.).

DS23 Pallas (1973), CX (1974), CX Break (1975), LN (1976).
DS23 Pallas (1973), CX (1974), CX Break (1975), LN (1976).

В 1978 г. также был разработан 5-дверный хэтчбек Visa, получивший собственный аэродинамический кузов от Робера Опрона. Базовый силовой агрегат он разделял с LNA, но за доплату предлагались рядные 4-цилиндровые моторы серии Douvrin (1.0, 1.1 или 1.4 л.) с электронным зажиганием AEI. Citroen-CX продолжает гоночные успехи своего предшественника и занимает первые 5 мест в Ралли Сенегала 1976 г. В этом году у него появились 2 новых мотора: бензиновый объёмом 2347 см3 (115 л.с.) и дизельный объёмом 2175 см3 (66 л.с.). В 1977 г. последовала инжекторная модификация CX 2400 GTi (128 л.с.), а в 1978 г. - дизельная CX 2500 D (75 л.с.). В 1979 г. прошёл небольшую модернизацию Citroen-GS. Теперь он назывался GSA и оснащался пятой дверью. В 1980 г. PSA приобретает активы разорившегося филиала Chrysler Europe. Инженеры Citroen принимают участие в разработке румынской малолитражки Oltcit-Club, которую с 1984 по 1990 гг. продавали в Западной Европе как Citroen-Axel.

Visa Club (1978), GSA Pallas (1979), GSA Break Club (1979), Axel 12 TRS (1984).
Visa Club (1978), GSA Pallas (1979), GSA Break Club (1979), Axel 12 TRS (1984).

В 1982 г. на Парижском автосалоне представлен 5-дверный семейный хэтчбек BX. Спроектированный дизайнером Марчелло Гандини из ателье Bertone, он отличался интегрированными пластиковыми бамперами, прямоугольными блок-фарами, отсутствием решётки радиатора и прозрачными вставками из поликарбоната в задних стойках крыши (на некоторых модификациях). Под капотом поперечно устанавливались рядные 4-цилиндровые бензиновые моторы объёмом 1124, 1360, 1580 или 1905 см3, а также дизели объёмом 1769 или 1905 см3. В стандартную комплектацию входили гидропневматическая подвеска и дисковые тормоза на всех колёсах, а с 1984 г. версия BX19 GT оснащалась бортовым компьютером. В 1984 г. линейка CX дополнена турбодизельной версией Turbo-D 2.5 мощностью 95 л.с., а вслед за ней - бензиновой CX25 GTi Turbo мощностью 168 л.с. с электронным впрыском и турбонаддувом. В 1985 г. последовал "спортивный" хэтчбек Visa GTi (1580 см3, 105 л.с.), версия с кузовом универсал BX Break и лимитированная серия из 200 экз. BX 4TC для участия в раллийной Group B с продольно установленным 4-цилиндровым турбомотором объёмом 2141 см3 и мощностью 200 л.с.

BX16 TRS (1982), CX25 GTi Turbo (1985), BX14 E Break (1985), Visa GTi (1985).
BX16 TRS (1982), CX25 GTi Turbo (1985), BX14 E Break (1985), Visa GTi (1985).

В 1986 г. на смену моделям LNA и Visa пришёл субкомпактный Citroen-AX в 3- и 5-дверном вариантах. В 1987 г. была разработана модификация BX19 GTi, оснащённая первым во Франции 16-клапанным двигателем DOHC объёмом 1905 см3 и мощностью 160 л.с., который обеспечивал максимальную скорость 218 км/ч. В 1988 г. во Франции изготовлен последний Citroen-2CV. Ещё два года эта машина выпускалась в Португалии, и всего с 1948 по 1990 гг. с конвейера сошло 3,9 млн. ед. В 1989 г. в качестве замены Citroen-CX был представлен Citroen-XM. Это был второй Citroen с кузовом от Bertone, оформленным в клиновидном стиле, в вариантах 5-дверный хэтчбек и 5-дверный универсал Break. На нём впервые получила применение подвеска Hydractive с электронным управлением. На выбор предлагались два бензиновых мотора: рядный 4-цилиндровый объёмом 1998 см3 (110-121 л.с.) или V6 объёмом 2975 см3 (167 л.с.), а также 2,1 л 4-цилиндровый дизель (82 л.с.) или турбодизель объёмом 2088 см3 (109 л.с.). В 1990 г. ему был присуждён титул "Европейский автомобиль года".

BX 4TC (1985), AX11 TRS (1987), XM (1989), XM Break (1989).
BX 4TC (1985), AX11 TRS (1987), XM (1989), XM Break (1989).

В 90-е годы начинается активное обновление всего модельного ряда Citroen. Первым в 1991 г. в модельном ряду появляется компактный семейный автомобиль ZX с 3- и 5-дверными кузовами хэтчбек. В этом же году компания открывает дилерскую сеть в Восточной Германии и строит свой первый завод в Китае - Dongfeng Peugeot-Citroen. В 1993 г. в продажу поступает 5-дверный лифтбек сегмента D Xantia, а в 1994 г. после премьеры на Женевском автосалоне - первый минивэн фирмы Evasion. Он был создан совместно PSA и FIAT, и выпускался на одном заводе с близнецами Peugeot-806, FIAT-Ulysse и Lancia-Z. На рынке Великобритании он продавался под именем Citroen-Synergie.

ZX Coupe (1991), ZX (1991), Xantia (1993), Evasion (1994).
ZX Coupe (1991), ZX (1991), Xantia (1993), Evasion (1994).

В 1994 г. выходит версия ZX Break с 5-дверным кузовом универсал. В 1995 г. модельный ряд пополняется 5-дверным универсалом сегмента D Xantia Break. В 1996 г. выходит в свет грузопассажирский фургон Berlingo в версиях Van, Combi и Multispace. На одном конвейере с ним выпускается брат-близнец Peugeot-Partner.

ZX Break (1994), Xantia Break (1995), Berlingo Van (1996), Berlingo Multispace (1996).
ZX Break (1994), Xantia Break (1995), Berlingo Van (1996), Berlingo Multispace (1996).

Citroën. Часть I

Citroën. Часть III

Traction Avant, 2CV, DS21, U23, Xsara WRC (2004), C4 Sport, C1 5-door, C2 Super 1600 (2005), DS3 WRC (2011)

#история автомобилей #автомобильная история #французские автомобили #автомобили из франции #citroen