Хакасская республиканская организация Профсоюза работников народного образования и науки озвучила итоги выполнения Регионального отраслевого соглашения по образовательным организациям республики за 2019-2021 годов.
Для организации это событие является, пожалуй, одним из знаковых. Потому как дает возможность как профсоюзным организациям, так и многим другим сверить часы. Посмотреть, что получилось, в чем преуспели и наоборот.
Как сообщила в рамках отчета председатель Хакасской республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки Любовь Барабанова, период действия республиканского отраслевого соглашения, особенно в последние 2 года, был очень сложным и характеризовался рядом негативных процессов.
"В нашу жизнь вошло социальное дистанцирование и обязательность соблюдения эпидемиологических требований, что неизменно повлекло за собой ухудшение условий труда педагогов на фоне роста уровня инфляции и падения уровня реальной заработной платы", - заявила Барабанова.
Однако возникшие проблемы, по ее словам, заставляют пересмотреть традиционные подходы и определить новые задачи, которые не только помогут в решении ряда проблем, но и внесут системные изменения в долгосрочной перспективе:
"Благодаря системе взаимодействия профсоюзных органов с социальными партнерами проводится последовательная работа по реализации республиканского отраслевого, территориальных соглашений, обязательств коллективных договоров. Постепенно стороны социального партнерства приходят к осознанию-коллективный договор, как основной нормативный документ образовательной организации, позволяет реально защищать работников и улучшать условия их труда".
По данным отчетов, во всех 330 первичных профсоюзных организациях заключены коллективные договоры, которые прошли уведомительную регистрацию в муниципальных органах по труду.
Особое внимание в период действия соглашения профсоюз уделял вопросам оплаты труда, а именно общественному контролю за реализацией указов президента РФ по повышению заработной платы педагогов. Изменение средней заработной платы, по данным статистического наблюдения, за январь 2019 к сентябрю 2021 года выглядит следующим образом:
"На сегодняшний день, безусловно, достигнут существенный рост номинальной заработной платы педагогических работников. В то же время с учётом инфляции за эти годы реальная зарплата даже снизилась".
Сегодня, как утверждает Барабанова, при активном участии Общероссийского профсоюза образования Минтруд, Минфин, Минпрос России разрабатывают новую систему оплаты труда, на которую педагоги возлагают очень большие надежды и которая должна принципиально изменить подходы федерального центра к оплате труда в образовании. И профсоюз в этой части проделал колоссальную работу.
Также Любовь Анатольевна отметила, что ежегодно профсоюзом проводятся мониторинг и анализ мер социальной поддержки педагогов образовательных организаций.
В отчетный период профсоюзными организациями республики решалась задача увеличения объемов солидарной поддержки работников отрасли, куда входит в том числе материальная помощь членам профсоюза, пострадавшим в результате стихийных бедствий или оказавшимся в трудной жизненной ситуации. За три года таких случаев было 11.
"Исключительно за счет средств профсоюзных организаций осуществляется финансирование спортивно-оздоровительных мероприятий, в том числе полная или частичная компенсация стоимости абонементов в тренажерные залы, фитнес-центры, бассейны", - отметила председатель Хакасской республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки.
В 8 муниципалитетах (Усть-Абаканский, Аскизский, Боградский, Орджоникидзевский районы, Черногорск, Абакан, Абаза, Сорск) улучшение жилищных условий работников образования осуществляются как через различные целевые программы, так и предоставляются комнаты в общежитии. В Абазе, Орджоникидзевском районе производится полная либо частичная компенсация стоимости коммерческого найма жилого помещения, в том числе для молодых специалистов.
Отметим, что из 1 565 молодых педагогов республики 72% состоят в профсоюзе. Молодежный совет - это сплоченный коллектив, интегратор комплекса мер, направленных на профессиональное развитие педагогов, способный решать их проблемы и вести за собой.
Впрочем, решить все проблемы, несмотря на колоссальное желание, членам указанного профсоюза не удалось. Так, не удалось решить задачи, направленные на ликвидацию диспропорции в уровнях оплаты труда неквалифицированных работников и педагогов. Поступает очень много вопросов по вопросам награждения. По мнению педагогов, в данной теме нет прозрачности. Также Барабанова отметила, что не исполняются следующие пункты Регионального отраслевого соглашения:
2.14. о направлении в Профсоюз проектов правовых актов, затрагивающих профессиональные, социально-экономические и трудовые права работников;
4.17. «При стимулировании труда руководителей образовательных организаций учитывать в числе критериев перечень показателей, характеризующих уровень развития социального партнерства в части регулирования социально-трудовых отношений»;
9.8. «Министерство содействует созданию в Образовательных организациях первичных профсоюзных организаций».
"Таким образом все, о чем я сказала, позволяет констатировать: более 95% обязательств профсоюзной стороны выполнены. Реализация мероприятий Соглашения способствовали сохранению стабильности в деятельности коллективов", - резюмировала Любовь Анатольевна.
Председатель Федерации профсоюзов Хакасии Евгения Ольховская, которая также присутствовала на мероприятии, тоже отметила важность Профсоюза работников народного образования и науки. А самое главное, сделала акцент на том, что не нужно бояться повышать роль этой общественной организации в обществе.
"Президент России Владимир Путин в своем последнем выступлении предложил не бояться и повышать роль профсоюзов. Однако не все в нашей республике не боятся.Спасибо, Ольга Игоревна, за высокую оценку деятельности профсоюза образования. Однако очень жаль, что профильное министерство все еще боится повышать роль профсоюзов и в данном пленарном заседании по вопросу отраслевого соглашения не участвует.Уважаемые коллеги! Отраслевое соглашение в образовании всегда было насыщенным, отражало состояние социального партнерства и предъявляло дополнительные требования. В последнее время наша работа заключается не столько в увеличении преференций для работников сферы образования, сколько в недопущении снижения льгот в достигнутых договоренностях", - отметила Евгения Ольховская.