Найти тему
Ludmila Gorkova

Организация жизнедеятельности детей в выходные и праздничные дни

Некоторые родители не пользуются услугами дошкольных образовательных организаций, потому что там, по их мнению, дети часто болеют. Однако не все родители и домашние няни компетентны в особенностях развития каждого возрастного этапа дошкольного детства и правильно сочетают психолого-педагогические методы и приемы с индивидуальными возможностями здоровья ребенка.

Как показывает практика, дети, не посещающие детские сады, демонстрируют высокий уровень педагогической запущенности, особенно в отношении здоровья. За него все решают взрослые. Ребенок не может определить: жарко ему или холодно, голоден или сыт. Даже если режим дня, не совсем верно, но все-таки соблюдается, то в остальном здоровью ребенка неумышленно наносится вред.

Ребенку включают телевизор, компьютер, сотовый телефон, чтобы он не отвлекал маму или няню от домашних дел. Мамы думают, что их ребенок развивается, потому что не знают о сензитивных периодах развития детей, и чем грозит ребенку созерцание экранов.

Во-первых, никакого развития от смотрения на экран произойти не может, потому что в содержании мультфильмов и других детских передачах не учитывается сензитивность восприятия информации детьми разного возраста. Целью детских передач в большей степени является развлекательность, зрелищность.

Если информация не актуальна для ребенка, то он скоро ее забудет, а потраченное зря детское время не вернуть. Развитие может происходить только в активной познавательной деятельности, а не в процессе сидения у телевизора или компьютера.

Во-вторых, воздействие излучений от экранов поражает нервную систему ребенка, включается охранительное возбуждение, ребенок становится агрессивным, капризным, неуправляемым. При авторитарном подавлении таких проявлений у ребенка может выработаться негативное отношение к взрослым.

У него нарушается сон, потому что возбуждение значительно превалирует над торможением. Постоянный дисбаланс психических процессов может привести к стойкой гиперактивности, что не позволит ребенку в дальнейшем успешно учиться в школе.

В-третьих, развитие речи детей затормаживается. У ребенка нет необходимости что-то говорить, за него все сказали на экране. Без правильно организованного упражнения в речевой деятельности речь не может развиваться.

В-четвертых, ребенок привыкает к бездействию, что приводит к нарушению двигательной активности, недостаткам физического развития, а в дальнейшем, к болезням и лености. Иногда ребенку дают еду во время просмотра телевизора.

Организовать здоровое питание в домашних условиях довольно сложно: нет сбалансированного по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минералам, состава продуктов, не соблюдается 2-недельный цикл неповторяемых блюд и норма порции.

В порцион каждого дня могут не попасть необходимые для здоровья продукты. Ребенок ест с неконтролируемыми добавками или отказывается от еды. Ребенку чаще дают то, что он любит. Но для полноценного развития всех систем организма ребенка требуются определенные ингредиенты, иначе гармоничного физиологического развития не будет.

Часто ребенку дают на десерт после еды кондитерские изделия, которые вредны не только для детей, но и для взрослых. Дети наиболее подвержены воздействию сахара на организм, так как организм постоянно развивается. В норме сахар полезен, а избыток может привести к диабету, кариесу, ожирению и к другим негативным последствиям.

Сложно заставить ребёнка отказаться от сладкого и объяснить степень наносимого вреда. В этом случае нужно минимизировать долю сладкого в рационе малыша за счёт натуральных продуктов: ягод, фруктов или мёда.

Сложилась пагубная традиция: дарить детям сладкий подарок на Новый год. Если посмотреть на состав кондитерских изделий, то их вред для здоровья становится очевидным. Кроме того, у детей, как у взрослых, стремительно возникает зависимость от сладкого, и они постоянно просят конфет или шоколада. Летом, когда дети едят свежие ягоды, фрукты, овощи, пьют соки, сладкого почти не требуется.

Физиологи выявили опасность бесконтрольного употребления сладостей: ухудшение работы мозга, внимания, мыслительного и речевого процесса; засорение кровеносных сосудов и ухудшение памяти; расстройство ЖКТ и угроза ожирения; покраснение век, ухудшение зрения; увеличение серного секрета в ушах; возникновение кариеса, различных аллергических реакций. Сладкое — это тяжёлая разновидность пищи, которая заставляет ЖКТ работать усиленно.

До 3-х лет не желательно кормить ребенка любыми сахаросодержащими компонентами, вводить их в меню необходимо постепенно и дозированно: мармелад - фруктовое пюре - домашнее варенье – сухофрукты. Нельзя давать сладкое перед основным приёмом пищи.

Наиболее вредными для детей считаются те сладости, которые состоят на половину из быстрых углеводов и жиров: глазированные сырки, торты, пирожные. Воздействие сладкого при употреблении на ночь может спровоцировать бессонницу, поэтому немного сладкого лучше употреблять в первой половине дня.

Целесообразно было бы в промышленных масштабах вместо сахарной свеклы выращивать стевию, которая имеет целый ряд полезных свойств, тогда кондитерские изделия со стевией можно будет употреблять без ущерба для здоровья.

Отсутствие профессиональных знаний родителей компенсируется мифическими слухами, которым стараются фанатично следовать.

Миф. Ребенок старшего дошкольного возраста с трудом засыпает днем, поэтому дневной сон лучше отменить: ночью лучше поспит

В детском саду неукоснительно соблюдается режим дня, где дневной сон является обязательным для малышей и старших дошкольников. Дневной сон делает ребенка спокойным, веселым, энергичным, более внимательным и сообразительным.

При нарушении сна в выходные и праздничные дни отказ от дневного сна неблагоприятно повлияет на ребенка. Ребенок будет капризным, раздражительным, перевозбужденным, могут появиться тики. У него будет снижен иммунитет, наступит переутомление нервных клеток

Новорожденные дети спят 15-20 часов в сутки. Можно попробовать соотносить периоды сна с кормлением, учитывая особенности ребенка.

Дети раннего возраста (от 6 месяцев до 2,5 л) спят 12-14 часов, из них 2 раза днем (по 1,5 -2 часа).

Дети дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) спят 11-13 часов в сутки. Продолжительность дневного сна 2 – 3 часа. Больше 3 часов дошкольнику днем спать не нужно. К семи годам продолжительность дневного сна может быть 1,5 -2 часа.

Иногда по разным обстоятельствам для ребенка не удается организовать дневной сон. Важно, чтобы это не стало нормой.

Нужно обязательно гулять с детьми перед обедом и до или после ужина, чтобы дневной и ночной сон был более востребован детям, а засыпание быстрым. Если нет возможности погулять, то нужно организовать ребенку подвижные игры и упражнения для разных групп мышц в хорошо проветренном помещении.

Некоторые родители и домашние няни выводят ребенка на прогулку на длительное время и просто наблюдают, чтобы он не получил травму. Очень важно в процессе двигательной активности ребенка развивать различные группы мышц, которые способствуют формированию здоровых внутренних органов. А однообразные движения приведут к дисгармонии мышечной системы.

Часто детям покупают самокаты, вреда от которых больше, чем пользы. Такое оборудование детям противопоказано, так как мышцы обеих рук и ног должны активизироваться с одинаковой нагрузкой.

Дворовое оборудование детских площадок не является развивающим, оно развлекательное и не всегда травмобезопасное. А если вместо специального покрытия на площадке насыпан песок, то возникает угроза заражения гельминтами, потому что площадку посещают животные. Грязный песок может вызывать аллергические реакции, поэтому на всех детских площадках песок должен быть только в закрывающихся песочницах и периодически меняться.

Миф. Ребенку нездоровится: из носа течет, горло першит, температура нормальная – значит сегодня пропустим прогулку

Нельзя лишать ребенка прогулки, если у него нет температуры. Пребывание на свежем воздухе способствует физическому развитию, укрепляет иммунитет, вентилирует дыхательные пути, обеспечивает двигательную активность, необходимую для нормального функционирования всех органов. Только доктор может порекомендовать постельный режим, то есть отменить прогулку.