До конца Х в. на Руси не было каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные. К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Немного дошло и каменных сооружений, поскольку значительная их часть была разрушена во время Батыева нашествия в XIIIв.
Каменное строительство началось на Руси в конце X в. после принятия христианства.
На Руси не было еще опыта возведения каменных построек, а потому первые сооружения из камня были созданы приезжими византийскими мастерами.
В 989 г., сразу после принятия христианства, князь Владимир Святославич заложил в Киеве храм Успения Богородицы, так называемую Десятинную церковь. Десятинной она называлась потому, что на ее содержание была отпущена десятая часть доходов князя. Строительство было завершено в 996 г. Она была разрушена во время Батыева нашествия в 1240 г. Захватчики подожгли храм и под его развалинами были погребены последние защитники города. Раскопки Десятинной церкви позволили выяснить, что это было мощное сооружение, воздвигнутое из тонкого розового кирпича — плинфы с вкраплениями из дикого камня, украшенное резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, фресками. Полагают, что храм был многокупольным (25 куполов). Рядом с Десятинной церковью были воздвигнуты здания княжеского дворца, от которого до наших дней сохранились только фундаменты.
Византийскими же архитекторами при Ярославе Мудром в 1037 г. был построен 13-главый Софийский собор в Киеве. Строительство собора в честь святой Софии имело важное политическое значение: ведь собор св. Софии был главным храмом Константинополя. Киев тем самым как бы провозглашал свое равенство с Константинополем. Софийский собор — замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Великолепные мозаики прекрасно сохранились во внутренних помещениях собора. Мозаичным был и пол. Очень интересны и фрески, часть которых, возможно, принадлежит уже русским мастерам или, во всяком случае, написана на русские сюжеты. Так, здесь изображены семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены (борьба ряженых, охота на медведя и т. д.). На рубеже XVII—XVIII вв. был внешне перестроен в стиле украинского барокко. В таком виде дошел и до наших дней.
Плинфа – тонкий розовый кирпич, характерен для древнерусского домонгольского зодчества. Применялся в строительстве Древнего Рима, Византии и Древней Руси.
Киев окружали деревянно-земляные укрепления, однако в деревянной стене были построены в 30-х гг. XI в. каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещенья, которая была украшена и мозаикой и фресками. Остатки ворот сохранились до наших дней.
В XI в. были построены храмы и в других городах.
Софийский собор в Новгороде (1045 – 1050) значительно строже киевского. Здесь пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Мощные несколько мрачноватые стены, сложенные не из кирпича, а из местного известняка. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, опять-таки более суровые и спокойные. Храм Святой Софии стал символом Великого Новгорода.
Софийский собор в Полоцке (1044-1066). До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, был перестроен в XVIII в. в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.
Спасо-Преображенский собор в Чернигове заложен черниговским князем Мстиславом Владимировичем предположительно в начале 1030-х гг., а окончен только в середине века. Собор неоднократно подвергался перестройке.
В 1070-х гг. построен Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Разрушен при сильном пожаре в 1718 г. Восстановлен в тогда же в первой половине XVIII в., расширен и украшен в стиле украинского барокко.
Строились и другие замечательные храмы в Вышгороде, в Выдубицком монастыре Киева и т.д.
К XII в. относится постройка следующих храмов.
При Владимире Мономахе (т.е. где-то между 1113 и 1125 гг.) возведена церковь Спаса-на-Берестове на территории Киево-Печерского монастыря – фамильная усыпальница Мономаховичей, здесь похоронены две дочери Владимира Мономаха и в 1157 г. в ней похоронен его сын Юрий Долгорукий. Этот храм был разрушен в 1240 г. во время нашествия монголо-татар и воссоздан только в XVII в., получив оформление в стиле украинского барокко.
В 1113-1136 гг. строится Николо-Дворищенский собор в Новгороде.
В 1119-1130 гг. возведен Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом
Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Тип храма, пришедший из Византии, называют крестово-купольным. Четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть здания имела выступы (апсиды) и называлась алтарной. Здесь совершалось таинство богослужения.
Алтарная часть отделялась от церковного зала невысокой перегородкой, украшенной богатыми тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас с 5—7 рядами икон. В западной части располагался балкон-хоры, где во время богослужения находился князь с семьей и его приближенные. Хоры соединялись, как правило, переходом с княжеским дворцом, куда можно было пройти, не выходя на улицу. Подняться на хоры можно было также по винтовой лестнице, находившейся в башне, специально для этого предназначенной.
Надеюсь данная статья была для вас интересна и полезна! Подписывайтесь на мой канал! Здесь вы найдете много информации, которая поможет вам сдать ЕГЭ по Истории или просто расширит ваш кругозор в области исторического знания!
Еще больше полезностей для сдачи ЕГЭ по Истории вы найдете на моем сайте
На этом сайте вы также можете записаться на занятия с репетитором, пройти тест-драйв моего онлайн-курса по подготовке к ЕГЭ по истории или получить все материалы для самостоятельной подготовки к ЕГЭ (видеоуроки по всем темам + домашние задания)
#история #егэ по истории 2022 #егэ по истории #архитектура #история россии #архитектура Киевской Руси #софийский собор #десятинная церковь #история егэ