Найти тему

Это было когда-то. «Передайте за проезд!»

Сегодняшняя молодёжь просто скажет:

«Что там платить-то? Поднёс к сканеру транспортную или банковскую карту — и всего делов-то! Или вместо карты вообще смартфон с нужной функцией... Вот и весь мудрёный процесс!»

Сегодня в рубрике «Это было когда-то» я расскажу вам о том, как оплачивали проезд в общественном транспорте жители городов СССР.

Понравился рассказ? Не пожалейте лайка! Для Вас это ничего не стоит, а Автору приятно! Оставьте свой след — напишите комментарий! Ваше мнение также важно, как и то, что Вы читаете! И подпишитесь на канал — впереди Вас ждёт масса интересного.

Первая бескондукторная система появилась в 1958 году в СССР, когда начался постепенный отказ от кондукторов и замена их кассами. В годы развитого социализма, который, по мнению идеологии, медленно, но верно двигался к коммунизму, считалось, что честность – лучший контролер. В кассу пассажир закладывал монету номиналом 3 копейки для трамвая, 4 – для троллейбуса и 5 – для автобуса, и отрывал билет.

Та самая советская «мелочь» — вполне себе полноценные деньги! Фото из Сети
Та самая советская «мелочь» — вполне себе полноценные деньги! Фото из Сети
Те самые билетики... Фото из Сети
Те самые билетики... Фото из Сети

Деньги ссыпались в специальный мешок, откуда доставались в конце рабочего дня парке, а на загруженных маршрутах — на конечных остановках, где были линейные диспетчеры. Контроля за тем, какую монету человек кинул в автомат не было, так что технику легко было обмануть. А самые ловкие и изобретательные пассажиры до сих пор убеждают знакомых, что привязывали к монете нитку и после выдачи билета вытягивали её обратно. Кроме того, после оплаты можно было открутить от мотка сколько угодно билетов. Правда, была вероятность после этого попасться на глаза какой-нибудь сознательной гражданке и быть пойманным с поличным.

Касса для оплаты проезда в общественном транспорте. Состояла из монетоприёмника с прозрачной верхней камерой и билетёра с ленточным механизмом. Фото из Сети
Касса для оплаты проезда в общественном транспорте. Состояла из монетоприёмника с прозрачной верхней камерой и билетёра с ленточным механизмом. Фото из Сети

На линии работали контролеры. При неоплаченном проезде прямо на месте взымали штраф. Если же на пути контроля попадался упрямый гражданин, отказывающийся оплатить положенное, его отводили в отделение милиции. К сожалению, контролеры с каждым годом появлялись в салонах транспорта все реже и реже, так что «зайцев» на маршрутах каталось немало.

Сегодня сей лозунг кажется наивным: совесть многие современные жители городов и весей давно променяли на ластики... Фото из Сети
Сегодня сей лозунг кажется наивным: совесть многие современные жители городов и весей давно променяли на ластики... Фото из Сети

Вообще, такая система должна была развивать сознательность советских людей и контроль за исполнением правил со стороны общества. Поэтому автоматы ставили так, чтобы их было видно со всех сторон, а верх у них делали из прозрачного материала, чтобы всем было видно: в автомат упала монетка правильного номинала.

Ещё один тип кассы для оплаты проезда. Принцип здесь тот же: сыпь мелочь и крути колёсико для получения билета. Фото из Сети
Ещё один тип кассы для оплаты проезда. Принцип здесь тот же: сыпь мелочь и крути колёсико для получения билета. Фото из Сети

Однако, ближе к восьмидесятым транспортники стали понимать, что совестью обладают не все пассажиры, и «на линиях» стали появляться кассовые аппараты с монетоприёмниками типа таксофонных. Такие кассы выдавали билеты только при полной (или чрезмерной) оплате: положено 5 копеек — будь добр, пять и опусти. При этом, кассы «умели» считать: пассажиру при чрезмерной оплате выдавалась сдача.

Полуавтоматическая касса для оплаты проезда. Фото из Сети
Полуавтоматическая касса для оплаты проезда. Фото из Сети

В 70-е годы параллельно с кассами появляются компостеры. Принцип их действия был такой: пассажир у водителя или в многочисленных киосках Союзпечати покупал ленту или книжечку билетов на 10 поездок, а во время поездки отрывал один из них и пробивал на компостере. Каждый автомат выбивал разную комбинацию дырочек, так что зашедший в вагон контролер пробивал для наглядного примера свой билет, а затем сравнивал положение и количество отверстий на билетах всех пассажиров.

Компостер в московском троллейбусе. 80-е. Фото из Сети
Компостер в московском троллейбусе. 80-е. Фото из Сети
Компостер в московском трамвае. 80-е. Фото из Сети
Компостер в московском трамвае. 80-е. Фото из Сети

В конце 80-х годов в стране полностью отказались от касс, а компостеры просуществовали до середины 90-х годов. В середине 90-х на линию стали возвращаться кондукторы, поскольку из-за тотального обнищания пассажиров доходы транспортных предприятий пошли на убыль. С кондукторами же доходы предприятий городского пассажирского транспорта возросли.

Как экономили на проезде в 90-е.

Конечно, пассажиры искали пути ухода от оплаты проезда. Некоторые рисковали проехать по старому, продырявленному, например, в другом автобусе, билету, но если проверят — он скорее всего «не совпадет» с нужными отверстиями данного компостера в автобусе. И тогда — штраф и позор. Можно было сделать вид, что ищешь другой билет по карманам, дескать перепутал — все равно штраф выкатят.

Прокомпостированный (погашенный) билет на поездку. Фото из Сети
Прокомпостированный (погашенный) билет на поездку. Фото из Сети

Для того, чтобы не платить каждый раз за проезд, ибо он постоянно дорожал в 90-е, и при этом не попасться контролеру, люди изобрели следующий способ. Пассажир заходил, например, в автобус и компостировал талон. Далее бралась записная книжка, в ней на чистом листке записывался гос. номер автобуса, и в эту страницу вкладывался билет. После окончания поездки этот билет хранился в записной книжке и доставался только тогда, когда приходилось садиться в этот же автобус. Если приходил автобус с другим гос номером, то так же пробивался компостером билет и так же вкладывался в записную книжку, на страницу с другим записанным гос. номером. Таким образом, через время можно было воспользоваться старым билетиком. Этот способ был актуален по пути, например, с работы и на работу, то есть там, где пассажир ездит регулярно и примерно в одно и то же время. И месячный проездной не надо было покупать.

Проездные билеты в СССР

Которые, к слову, также существовали в СССР. И даже помогали сэкономить на оплате проезда. Так, существовали месячные проездные как на отдельный вид городского наземного транспорта (на трамвай, троллейбус или автобус) так и на поездки в метро и даже Единый преоездной, годный для поездок на всём городском транспорте, кроме такси и маршрутного такси. К сожалению, совсем не помню цены на проездные, а вот Единый месячный стоил точно 6 рублей.

Проездные билеты начала 80-х в Москве. Есть даже Школьные. Фото из Сети
Проездные билеты начала 80-х в Москве. Есть даже Школьные. Фото из Сети

В разных видах и с разным успехом старая, имеющая множество недостатков, бескондукторная система просуществовала в нашей стране больше тридцати лет. В середине 90-х ей на смену снова пришли кондукторы. Это было обусловлено существенными потерями транспортных компаний от бесплатного проезда «зайцев», которые, в свою очередь, в обилии появились именно из-за повсеместного удорожания жизни...

Понравился рассказ? Не пожалейте лайка! Для Вас это ничего не стоит, а Автору приятно! Оставьте свой след — напишите комментарий! Ваше мнение также важно, как и то, что Вы читаете! И подпишитесь на канал — впереди Вас ждёт масса интересного.

#ссср #история #транспорт #проездной #касса