Константину Эдуардовичу Циолковскому принадлежит звание русского ученого, который разрабатывал теоретические вопросы космонавтики. Он значительно опередил свое время как мыслитель, и на основе его трудов возникло ракетостроение.
С чего все начиналось
Отец маленького Кости был обыкновенным лесником, а мать могла похвастать скудной родословной мелких помещиков. В их семье прежде не было гениев.
О себе в те годи Циолковский-младший говорил так:
"Серьезные умственные познания у меня пробудились впервые при чтении книг. В 14 лет я увлекся арифметикой, которая далась мне очень хорошо, и тогда я понял: книги - самая доступная для меня вещь."
В 15 лет Костю настигло несчастье: он внезапно заболел скарлатиной, почти лишившей его слуха, и учиться в мужской гимназии ему теперь было в разы труднее.
Так, Циолковского отчислили. В 16 лет он попытался поступить в Московское техучилище, но не сумел - не позволяло здоровье и дурная репутация слишком непоседливого и труднообучаемого юноши.
Несмотря на неудачи, Костя не отчаялся, а стал заниматься самообразованием. Ездил в Москву, в библиотеку Румянцевского музея за теми книгами, которые не мог достать у себя в Вятке (сов. Киров). В Москве ему приходилось очень туго, так как денег хватало буквально на хлеб и воду.
"Я избрал для себя жизненный путь. И его основой стало стремление сделать что-то полезное для человечества. Не прожить даром жизнь, а продвинуть науку вперед. Именно поэтому мне было интересно то, что не приносило существенного заработка, но давало пищу уму. Мне оставалось только надеяться, что мои работы станут пищей для умов по-настоящему великих ученых," - рассказывал он спустя годы.
Безо всякого образования, подросший и возмужавший Константин вскоре получил возможность стать уездным учителем математики. Его направили преподавать в училище, где он в свободное от основной работы время мог заниматься научными исследованиями и писать соответствующие работы.
Именно за учительским столом родилась кинетическая теория газов - по слухам, сам Менделеев выказал уважение Циолковскому за это.
Через пять лет начинающий ученый загорелся идеей разработать аэростат (пер. с греч. "летательный аппарат"). Константин отправлял предложения о сотрудничестве касательно этого вопроса в различные научные структуры. И всюду получал отказ - уж больно задумка казалась смелой и малоперспективной.
Однако упорство Циолковского было вознаграждено, правда, не совсем так, как он того хотел: его теоретические труды исправно печатали и издавались.
"На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы..."
Циолковский опробовал себя не только в сфере науки, но также и в сфере художественной литературы.
Из-под его пера вышла повесть "На Луне", где Константин Эдуардович описывал лунную атмосферу так:
"Невыносимая была жара: каменная почва накалялась так сильно, что под подошвы ботинок приходилось подвязывать деревянные дощечки. Пытаясь поскорее найти убежище, мы впопыхах роняли посуду, но она не разбивалась, достигая земли - тяжесть была очень слаба."
Впоследствии многие ученые признают, что Константин Эдуардович был фантастически точен в своем описании пребывания на Луне.
Пугала ли смерть великого ученого-теоретика?
Вовсе нет. О ней он говорил следующим образом: "Смерть - это только иллюзия изначально слабого разума человека. Смерти не существует, ведь мы лишь атомы в огромной вселенской материи, и наше существование не отмечается памятью или временем. Мы неизбежно сливаемся с жизнью, с ее непрерывным, счастливым течением - именно счастливым, так как иного не дано."
Опубликовано: Маргарита Садковская
2021-12-08 01:06