С конца XVI века Ярославль считался центром, где были сконцентрированы английские торговые фактории. Британцы, еще в эпоху Ивана Грозного, проложившие дорогу в Российскую Федерацию сквозь Белое море, оценивали нашу страну как комфортную торговую площадку. Целый личный бизнес они вели сквозь Ярославль, откуда продукты с одной стороны возможно было посылать книзу по Волге, а с иной - ориентировать на Столицу. Набеги поляков и союзных им казаков, оставлявших впоследствии себя пепелища и разорённые мегаполисы, не вписывались ни в намерения британских купцов, ни в намерения Великобритании в целом.
Вырисовывается максимально обычная схема: английские торговцы при посредничестве купцов выказали готовность на определённых критериях субсидировать ополчение. Пока же Минин с Пожарским стояли в Ярославле, в Архангельске высадилось британое подразделение из 200 отлично вооружённых наёмников. Судя по всему, сопровождавшие огромную казну. Не наталкиваясь сопротивления, подразделение двинулся на юг и в Переславле пересеклись с русским ополчением. Есть данные, собственно что не считая средств князю Пожарскому передали ружья и пушки. Как бы то ни было, впоследствии сего ополчение, раньше не проявлявшее особенной прыти, форсированным маршем двинулось к Столице и в скором времени вышибло оттуда поляков.
Впрочем для сделки такового масштаба был необходим гарант - личность, отвечающее за соблюдение всех критерий. В очах британцев на Руси за это время был лишь только раз благоприятный на данную роль человек - Фёдор Никитич Романов, против воли стриженный при Борисе Годунове в монахи под именованием Филарет. Раньше при дворе он был назначен руководителем в Столичную торговую фирму, отвечавшую за все связи с Англией, в что числе за наружную торговлю. Филарет, впрочем, был за это время в польском плену, например собственно что роль гаранта довелось арестовать на себя его 16-летнему отпрыску Мише. С данным связан достаточно неестественный прецедент предложения как раз ему, не самому родовитому аристократу, шапки Мономаха Земским собором 1613 г.
Но долг, как ведомо, платежом красен. При Михаиле Фёдоровиче Ярославль практически был освобождён от налогов, а ярославские купцы провозглашены «гостями государевыми», собственно что было самой большой похвалой и заслугой для торговых людей. В руках ярославских купцов оказалась сконцентрирована всероссийская торговля солью, рыбой, мехом, а еще они ведали поставками к королевскому двору. Английские же негоцианты практически возымели монополию на наружную торговлю с Российской Империей. Это состояние сохранялось в течение всех 30 лет правления Михаила Фёдоровича. А вот награды Минина и Пожарского были замечены куда скромнее. 1-ый получил крохотное поместье, 2 - малозначительное место по дипломатической части.
Но грядущий повелитель Алексей Михайлович Романов взошёл на престол в 1645 г. с позицией, что властью он обязан не английским деньгам и не купцам, а самому Господу Богу. С первыми поступили элементарно: адептов огромнейших купеческих династий Ярославля - Гурьевых, Светешниковых и иных - обвинили в неуплате налогов и в скором времени сжили со свету. Их дети отписали бизнес в государеву казну.
С британцами было труднее, но и на их обнаружили управу. В 1649 г. в ходе британской революции головы лишился повелитель Карл I Стюарт, отпрыск Якова I, при котором была заключена «ярославская сделка». В Столице заявили приблизительно надлежащее: «Мы привилегии сулили Стюартам, но ныне их нет, а есть некий Оливер Кромвель, то и преимуществ нет . И британцы пошли... осуществлять торговлю с Российской Федерацией на совокупных причинах. Следы этой ситуации надо находить в британских архивах в документах о займах, точно также как и в плане Великобритании (был и подобный проект!) в случае невыплаты средств ввести протекторат над кое-какими русскими землями.
Династия Романовых: Великая империя на великой крови
9 декабря 20219 дек 2021
4
3 мин