Говорящие животные появлялись в фильмах и сериалах на протяжении многих десятилетий. Было даже шоу о говорящей лошади "Мистер Эд", которое шло с 1961 по 1966 год. К счастью, Эд и близко не был таким меланхоличным и склонным к саморазрушению, как Конь БоДжек, погаснувшая голливудская звезда закрытого ситкома "Ржём с конём".
Мы поговорили с бывшим стендап-комиком Рафаэлем Боб-Ваксбергом о создании культового сериала, которые в сатирическом ключе исследовал неприятные стороны Голливуда через сумасшедших, эгоцентричных персонажей, отчаянно ищущих удовлетворения и счастья.
Боб-Ваксберг подтвердил, что Конь БоДжек - это не его альтер-эго, а гибрид людей, которых он встречал в Голливуде. Это не столько личный катарсис, сколько развлекательная анимация для взрослых на Netflix.
Он постоянно работает над многими проектами. В этом году Боб-Ваксберг даже нашёл время опубликовать сборник рассказов. Рафаэль советует сценаристам постоянно работать над несколькими идеями и разнообразить свою деятельность, чтобы избежать писательского блока.
“Выполнение несвязанных задач, таких как сбор головоломки, чтение, прогулка или принятие душа [не одновременно], помогает мне разблокировать что-то в моём мозгу”, - добавил автор. “Это помогает позволить вашему разуму немного отвлечься, чтобы он мог найти свои собственные сюжетные решения, которые вы не можете найти на экране вашего компьютера”.
Драма или комедия?
Рафаэль Боб-Ваксберг исследует оба конца жанровых спектров в "Коне БоДжеке". Он отказался однозначно называть свой сериал драмой или комедией.
“Я думаю, что это и то, и другое. В каждом эпизоде есть сцены, которые забавны, и сцены, которые искренни и трагичны".
Автор даже не взял на себя ответственность назвать "БоДжека" драматургией. “В чём разница между драмой и комедией? В том как это закончилось? Или насколько это было забавно?”
"Конь БоДжек", безусловно, смешной и грустный одновременно. Это был его окончательный ответ.
Несмотря на отказ идентифицировать жанр, "Конь БоДжек" сохраняет приятный оптимистичный тон на протяжении всех шести сезонов. Рафаэль считает, что “анимация делает многое, чтобы помочь БоДжеку не быть слишком серьёзным. Вы можете написать драматичную сцену, но её исполняют говорящая лошадь и говорящий кот. Это добавляет истории лёгкости”.
Исходя из опыта в написании скетчей, Боб-Ваксберг по своей сути комедийный автор. И он не боится в этом признаться. Он не хотел застрять в написании ситкомов, прежде чем прорваться со своим проектом, поэтому написал телевизионную драму.
Его менеджер ответил: “Мне неприятно это говорить, но драма тоже получилась комедией. Упс”. Поэтому он решил отточить навыки драматического повествования, чтобы сбалансировать палитру своего авторского голоса.
Рафаэль Боб-Ваксберг отказался от дальнейших споров по поводу размытия жанровой идентичности. “Мы сосредоточились на том, что это за история, как сделать её эмоциональной и драматически сильной, на каких отношениях мы фокусируемся, какую арку персонажа мы отслеживаем, и верили, что комедия сама найдёт выход”.
“С самого начала я хотел, чтобы "Конь БоДжек" был глупой анимационной комедией, которая больше походила на драму. Это то, чего мы никогда не видели в получасовом анимационном пространстве".
Приятные персонажи
Изменения и многослойность персонажей - это особенности "Коня БоДжека". Боб-Ваксберг полагается на то, что у каждого персонажа свой недостаток (рана), который мешает им достичь счастья – часто из-за их собственного взгляда на мир и действий.
“Такое разнообразие героев получилось из-за того, что я провёл последние шесть лет в разных статусах в обществе и видел как люди по-разному реагируют на обстоятельства”.
Рафаэль Боб-Ваксберг и его команда сценаристов намеренно встраивают негативные черты личности в каждого персонажа. “Мы ненавидим, когда студии присылают комментарии с просьбой сделать персонажа более симпатичным”.
Рафаэль расширил определение привлекательности.
“Персонажи не обязательно должны быть симпатичными с точки зрения того, с кем я хочу пообщаться, но симпатичными с точки зрения того, за кем я хотел бы понаблюдать”.
Многие руководители студий и каналов обычно определяют симпатичных персонажей как достойных восхищения, героических, делающих что-то хорошее или имеющих доброе сердце. Наш автор не всегда согласен с этим.
Для Боба-Ваксберга симпатичный персонаж должен быть уязвимым. “Если я смогу понять, почему они делают то, что они делают, чего они хотят и что они делают, чтобы получить это, вот что сделает персонажа привлекательным для меня. Мы должны понимать недостатки персонажей”.
Не то чтобы персонаж симпатичный в традиционном смысле героизма - это плохо. “Этот термин может быть "опасным" когда им злоупотребляют”.
Мы спросили у Рафаэля Боба-Ваксберга, сколько собственной личности и жизненного опыта вложено в его творчество. “Ты не можешь избежать этого", признался он. Это стало очевидным когда он ещё писал скетч-комедии в колледже. В то время он писал истории, “которые были полностью посвящены моей тогдашней девушке”.
“Я не думаю, что вам нужно усердно стараться, чтобы использовать персонажей, основанных на вашей индивидуальности. Это само выйдет наружу. То, что вас интересует, ваша точка зрения и то, как вы видите мир, самостоятельно проявятся. Каждый персонаж - это отражение того, что вы видите”.
"Конь БоДжек" вдохновляет тем, что Боб-Ваксберг видит свет в жестоком мире Голливуда. “Персонажи могут никогда не обрести настоящего счастья. И это нормально. Обретение самостоятельности и равновесия - это тоже великая вещь, к которой нужно стремиться. Иногда это самое близкое, что у нас есть после надежды и счастья”.
Шоу действительно открыто для интерпретации того, наполовину ли стакан полон или наполовину пуст. “Некоторые люди считают, что это однозначно одно или другое. Некоторые видят оба варианта.”
Рафаэль провёл последние семь лет, работая над "Конём БоДжеком". Мы спросили его, как изменился его авторский голос за это время.
“Я научился больше доверять себе. В первом сезоне "Коня БоДжека" я сделал шоу, которое, как мне казалось, я должен был сделать. В течение нескольких сезонов это стало сериалом, который я хотел сделать. Это сделало историю ещё сильнее".
Этот опыт научил Боба-Ваксберга лучше сотрудничать и быть более восприимчивым к пониманию реакции людей. “Моим первым побуждением было немедленно отвергнуть любую реакцию, с которой я не был согласен. Теперь я пытаюсь понять, есть ли способ угодить этому человеку”.
Он понял, что многие зрители, которые нападают на сериал, на самом деле хотят улучшить его, а не раскритиковать.
Сериал не такой мрачный, как может иногда показаться. Так что же на самом деле представляет собой "Конь БоДжек"?
“Я колеблюсь между полюсами радикального прощения и понимания и праведным стремлением к справедливости и возмездию. Вы видите это в центре истории”, - провозгласил шоураннер. БоДжек позволил ему выразить двуличную и противоположную природу этих философий.
Сценарная комната
“С самого начала я хотел, чтобы комната авторов была дружной. Когда я нанимал сценаристов, я не искал восемь миниатюрных версий себя. Я хотел привнести в шоу разные голоса".
Сначала, они помогли найти "опорные точки" сезона. Авторы коллективно написали краткое изложение каждого эпизода в одном-шести предложениях. По мере развития сезонов в этих документах становилось всё меньше деталей, и "Конь БоДжек" набирал обороты.
Как только сезон был согласован, Рафаэль позволил каждому сценаристу “показать” свой собственный эпизод. Увеличение прав и ответственности авторов пошло сериалу на пользу.
Позже комната воссоединилась, чтобы согласовать эпизоды сезона. Сценаристы делали заметки и обсуждали дополнительные идеи для будущих эпизодов и сезонов.
Каждый эпизод был закреплён за отдельными авторами. Каждый сценарист написал один драфт и получил заметки из сценарной комнаты. Затем они писали второй драфт, который был одобрен Рафаэлем, прежде чем он отшлифовал его для окончательной “версии шоураннера”.
Для каждого текста устраивалась читка, а затем подключились актёры, которые тоже внесли свой вклад в окончательный вариант сценария.
Работа над сериалом в течении долгого времени приносит много открытий и сюрпризов. “Я понятия не имел об асексуальной идентичности Тодда, когда мы начинали. Путь к трезвости БоДжека - это то, что мы думали показать в первом сезоне, но изучили гораздо глубже”, - считает Боб-Ваксберг.
Процесс разработки внёс много непредвиденных изменений в отношения персонажей. В течение первого сезона Диана и Мистер Подхвост не собирались оставаться вместе, но в итоге поженились.
“Давайте исследуем, на что похож их брак. Это помогло нам пережить 2-4 сезона, прежде чем они развелись. Какое удовольствие слушать персонажей, видеть происходящие события и следовать за тем, куда они нас ведут”.
“Давайте не будем слишком зацикливаться на том, какой у нас план для персонажа. Вместо того, чтобы решить, что это то, чего персонаж никогда бы не сделал, мы спросили: "А что, если бы они сделали? Что, если мы воспользуемся этим? Как они это устроят и что произойдёт потом. Вы всегда можете найти оправдание, чтобы чего-то не делать. Но, что, если вы найдёте предлог, чтобы сделать это?”
Если шутка не используется, её можно использовать для чего-то другого. Многие шутки для БоДжека были заимствованы из написанного стендап-материала Боба-Ваксберга, который никуда не пошёл.
Рафаэль Боб-Ваксберг дал свой совет сценаристам: "Напишите то, что можете написать только вы, и вложите в это своё сердце. Не пишите то, что, по вашему мнению, продюсеры хотят прочитать. Ваш сценарий должен быть свежим, захватывающим, ярким. Найдите свою собственную страсть и следуйте за ней".
by ISA
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.