Биография классика кинематографа, Сергея Эйзенштейна (1898–1948) основном написана на основании кем-то рассказанных историй и противоречивых толкований. Порой воспоминания носят анекдотический характер, а некоторые наводят на размышления о глубине мысли гения. Несколько штрихов к образу Эйзенштейна помогут развеять домыслы и приблизится к пониманию его натуры.
Театр и рисование — две страсти, которые захватили Сергея Эйзенштейна с юных лет. Даже когда он поступил в 1915 году в Институт гражданских инженеров в Петрограде, архитектура так и не увлекла его. Свои первые карикатуры он показал в “Огоньке” и подписался Sir Gay. Псевдоним в наши дни был бы понят более, чем двусмысленно, а в то время это был просто Веселый Сэр.
Многим бы хотелось поперчить биографию великого кинорежиссера — тем более, что атмосфера 1920-х располагала ко всяким вольностям. Обучаясь на Государственных высших режиссерских мастерских под руководством Всеволода Мейерхольда в 1921-1922 годах перед юношей открывалось много соблазнов, так как он вращался в среде богемы и людей свободных профессий. Неустоявшаяся психика могла сыграть злую шутку и выстроить сексуальность нетрадиционным образом. Откуда взялся слух, что Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров, который позднее стал мужем Любови Орловой, не известно, но он то и дело всплывает, когда нужно разжечь нездоровый интерес вокруг личности кинорежиссера.
Молодой человек ворвался в мир кинематографа и совершил в нем революцию, сняв знаменитый “Броненосец Потемкин”. На съемках фильма Сергей знакомится киножурналисткой Перой Аташевой, с которой он в 1934 году вступает в брак. Примечательно, что даже после того, как они стали мужем и женой, их связь оставалась невинной.
Сам режиссер на обвинения в гомосексуальности ответил так: «Многие говорят, что я – гомосексуалист. Я никогда им не был, и я бы вам сказал, если бы это было правдой. Я никогда не испытывал подобного желания».
Эйзенштейн был буквально заряжен идеями, которые он пытался воплотить в своих фильмах. Однако по большей части получал отказ, поэтому картины гения можно пересчитать по пальцам одной руки. Все знают «Броненосец “Потемкин”», «Александр Невский», «Иван Грозный» и… все. Другие ленты или не запомнились зрителю, или не были завершены по причинам, которые от мастера не зависели.
Достаточно вспомнить фильм «Да здравствует Мексика!». На завершающем этапе съемок режиссер срочно и без всяких объяснений был отозван на родину, а негатив остался в США. По словам Перы Аташевой, Эйзенштейна настолько сильно травмировала эта ситуация, что он даже покушался на самоубийство.
Одна странная черта кинорежиссера была подмечена публицистом и сценаристом Борисом Агаповым — Сергей Эйзенштейн любил «уродливые фигуры, изображающие всякие нелепости и мерзости человека, наиболее сильные и наиболее низменные его страсти, с которыми Эйзенштейн любил возиться, как Павлов со слюной своей собаки».
Отсутствие сексуального интереса к женщинам отражается в его фильмах — достаточно обратить внимание, что практически все персонажи мужского пола, а женщин почти нет. Видимо, для него женщина — это товарищ, соратник, воин, но не объект любви и поклонения. Наверное поэтому у Сергея Михайловича не было за всю жизнь ни одной серьезной любви, ни обычных сексуальных отношений с женщиной. Хотя, как пишут биографы, попытки были.
Многогранная, сложная личность гения останется для нас тайной, но это не повод лить грязь на его образ и умалять талант.