ВМС Бразилии в конце ноября подписали соглашение о начале строительства корпуса своей первой атомной подводной лодки (АПЛ) "Альваро Альберто" в рамках проекта SN-BR, сообщили NavalNews.
Всего планируется построить четыре АПЛ с помощью французской Naval Group которая помогает Бразилии на всех этапах программы строительства.
В этом году строительство АПЛ привлекло внимание всего мира. 15 сентября Америка, Австралия и Великобритания подписали "AUKUS" о помощи Австралии в создании ядерных подводных лодок - военного потенциала, столь мощного, что Америка никогда не делилась им ни с одним союзником, кроме Великобритании. Это вызвало буквально ажиотаж, Япония, в лице двух кандидатов на пост премьера, поддержали возможность в приобретении собственных атомных подводных лодок.
Однако на другой стороне Земли от Перта, где однажды могут базироваться австралийские лодки, другая держава среднего звена незаметно оттачивает технологии постройки АПЛ гораздо дольше.
В военно-морском комплексе Итагуаи недалеко от Рио-де-Жанейро и на других объектах, разбросанных по всей Бразилии, сотни инженеров медленно проектируют и собирают части атомной подводной лодки "Álvaro Alberto", названной в честь бывшего вице-адмирала и пионера ядерной энергетики страны. Причем первая АПЛ по плану должна быть построена уже в 2031 году, задолго до аналогичного результата у Австралии.
Вооруженные силы Бразилии начали серьезные работы по обузданию атома в 1970-х годах с прицелом на создание в конечном итоге ядерного оружия. Прогресс был медленным, хотя нынешний президент Бразилии Жаир Болсонару присутствовал на церемонии, посвященной первоначальной сборке прототипа реактора в Иперо, в 120 км к северо-западу от Сан-Паулу, в октябре 2020 года. В немалой степени это произошло благодаря Naval Group, французской оружейной компании, отказ от услуг которой Австралией в составе AUKUS, спровоцировал дипломатический инцидент.
Официальные лица Бразилии оправдывают эту программу, указывая на доктрину, известную как "Голубая Амазонка" - термин, введенный военно-морским флотом. Это относится к береговой линии страны протяженностью 8000 км, ее экономическим богатствам и важности защиты от возможных хищников. В 2010 году Бразилия в одностороннем порядке расширила свою исключительную экономическую зону за пределы стандартных 200 морских миль, установленных Конвенцией ООН по морскому праву.
Тем не менее, одна из самых невидимых военных платформ в мире может считаться излишней для защиты рыбы, охраны нефтяных вышек и отражения аргентинских военных кораблей, которые больше не являются враждебными. Дизель-электрические подводные лодки, которые тише на мелководье и гораздо дешевле в постройке, лучше подходят для береговой обороны. Одной из причин выживания программы может быть то, что у нее есть друзья на высоких постах.
Здесь действуют и геополитические факторы. Подводные лодки обосновали необходимость освоения полного топливного цикла - процесса добычи, измельчения и обогащения ядерного топлива - и таким образом поставили Бразилию "на порог между статусом ядерной державы и отказом от нее", - говорит Карло Патти, профессор Федерального университета Гояса и автор книги "Бразилия в мировом ядерном порядке".
Для справки, программа PROSUB предусматривает проектирование и строительство четырех обычных подводных лодок (SB-R) класса Riachuelo, проектирование будущей атомной подводной лодки (SN-BR) и военно-морскую базу в Итагуа. Французская судостроительная компания Naval Group помогает Бразилии на всех этапах программы PROSUB (обычные подводные лодки, военно-морская база и неядерные аспекты SN-BR).
В качестве вооружения, кроме торпедных аппаратов, подводные лодки, по крайней мере простые, предполагается вооружить ракетным комплексом MANSUP разрабатываемым консорциум специально для ВМС Бразилии.