Станцию «Новослободская» делали в начале 1950-х годов. Авторы проекта — Алексей Николаевич Душкин и Александр Фёдорович Стрелков.
Архитектор Душкин вообще-то был великим человеком (и хорошо, что оставил нам свои воспоминания) — он проектировал не только любимые москвичами «Кропоткинскую» и «Маяковскую», нарисовал одну из сталинских высоток (у «Красных ворот»), но и станцию метро «Новослободская», с её уникальными подсвеченными витражами, возле которых я всегда останавливался.
Про эти витражи у Душкина есть отдельная история — мастеров ему пришлось искать в послевоенной Прибалтике, в частности, в Риге и привозить их в Москву. Там, в «советской Прибалтике», витражи ещё продолжали делать для костелов и кирх, по крайней мере, такие мастера нашлись.
В Москве этих витражных мастеров уже не было — все куда-то подевались после Великого Октября.
Первоначально проект планировали делать из «уранового стекла», но слава богу, нашли другое, иначе витражи пришлось бы потом ломать из-за радиации.
Душкин, несмотря на молодые годы (родился в 1904) вообще делал стремительную карьеру архитектора. Помимо метро, высоток, вокзалов, в его творческом наследии огромное значение имеют так называемые «соцгородки» Донбасса — это шедевры отечественного конструктивизма, сравнимые и с великими образцами баухауза в Тель-Авиве и с творениями Корбюзье.
Однако кому-то показалось однажды, что карьера его развивается слишком быстро, и Душкина посадили как члена подпольной контрреволюционной организации.
Дело было нешуточное, архитектор точно пошел бы по этапу, и может быть, даже не выжил бы в лагере.
Но в этот момент — в 1935 году — в СССР приехал министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден. Вместе с нашим министром Молотовым они чинно гуляли по Москве, и Иден попросил показать ему знаменитое метро.
Они спустились на станцию «Дворец советов» (так тогда называлась «Кропоткинская») и Иден непринужденно спросил:
«А где же архитектор? И нельзя ли с ним поговорить?»
Молотов попросил связаться с Душкиным. Так выяснилось, что молодой гений сидит в Бутырках.
Прямо оттуда, умыв и одев, его привезли на встречу с министром. Так Иден (и отчасти наш МИД) спасли Душкина… Но других они не спасли.
Эту историю я узнал на экскурсии «Мемориала» — от «Новослободской» до Бутырок.
Мой папа жил возле этого метро. Станции ещё не было, и он добирался домой на трамваях. Выходил — и смотрел так называемые «окна» Совинформбюро.
Это были освещённные витрины с фотографиями и текстом. (Возле нынешнего ТАССа у Никитских ворот и сейчас такие есть). Может быть, от этих освещенных в ночи витрин (Москва тогда была очень темным городом) — и родилась идея витражей. Шла война и папе было очень важно все это прочесть.
Ему было 14 лет. «Новослободскую» тогда еще не построили. Он мне так и рассказывал: « Это было там, где теперь метро «Новослободская».
Подписывайтесь, недавно я рассказывал про один ресторан в центре Москвы, который почти 100 лет магическим образом манит к себе величайших людей и не только.