Найти тему
Моряк Папай.

Единственный деревянный военный корабль оставшийся в строю. Минные тральщики пр. 1265 "Яхонт"

Оглавление

В этой статье хотелось бы рассказать о деревянных базовых тральщиках советской постройки пр. 1265 "Яхонт". Корабли строились с 70- годов, последний был сдан в начале 90-х. Всего 81 сейчас в строю на всех флотах РФ остался 21 тральщик этого проекта. Основная задача базовых тральщиков это противоминная оборона – поиск и ликвидация мин, а также установка минных заграждений в районе военно-морских баз.

БТ пр.1265 источник "2014.f.a0z.ru"
БТ пр.1265 источник "2014.f.a0z.ru"

Основные ТТХ:

  • Водоизмещение - 460 т (полное).
  • Длина -49 м (наибольшая)
  • Ширина - 8,8 м(наибольшая)
  • Осадка - 2,45 м.
  • Скорость хода - 14 узлов (полная)
  • Дальность плавания - 1500 морских миль на 10 узлах.
  • Автономность плавания 10 суток.
  • Экипаж - 44 человек (в т. ч. 6 офицеров)

Корпус.

Источник https://img-fotki.yandex.ru/get/2709/soustov.36/0_23367_a6e50752_XL.jpg
Источник https://img-fotki.yandex.ru/get/2709/soustov.36/0_23367_a6e50752_XL.jpg

Корабль имеет очень необычный корпус, особенность его в том что он изготовлен из дерева, сосна. Корпус и палубы с наружи оклеены стеклопластиком. На корпус при сборке уходило примерно 5000 кг медных гвоздей. Именно такой гвоздь на фото ниже. Все детали которые невозможно изготовить из дерева изготавливались из цветных металлов и маломагнитной стали Ю3 и НН-3Б. Все болты, весь крепеж и все что можно было изготовить из маломагнитных материалов было изготовлено из них. Корпуса электрических щитов у него латунные полностью, да что там говорить с постройки на этих кораблях даже "Гровера" были латунные либо нержавеющие. На корабле удалось достичь значительного снижения уровней магнитного, электрического и электромагнитного полей.

Именно на таких гвоздях собирали корпус а тральщиков.  Фото из личного архива.
Именно на таких гвоздях собирали корпус а тральщиков. Фото из личного архива.

Корабль имеет усовершенствованное размагничивающее устройство. Для снижения акустического поля корабля проводилась звукоизоляция с помощью амортизаторов, ставились звукоизолирующие гибкие вставки в трубопроводах, системах и местах присоединения к механизмам, а также винты в те насадки, к которым подводился воздух.

Энергетическая установка.

Источник https://cont.ws/uploads/pic/2020/9/f31b4f3a-e519-4778-8607-395b347ee997.jpeg
Источник https://cont.ws/uploads/pic/2020/9/f31b4f3a-e519-4778-8607-395b347ee997.jpeg

Энергетическая установка корабля включает в себя главные двигатели которыми являются дизель-редукторные агрегаты ДРА-210Б (дизель М412) мощностью 1000 л.с каждый, которые работают на ВРШ (винты регулируемого шага) типа ВР 1265, расположенные в насадках. Электроэнергию вырабатывают три дизель-генератора с напряжением 380V, частотой 50 Гц каждый и общей мощностью 300 кВт. Один генератор располагался в МО, два других в ДГО. Один из дизелей вращает генератор который, обеспечивает работу противоминных тралов и 2 гидравлических насоса 2Д10, так называемый "спец дизель". Такие же насосы имеют привод от 2-х других ВДГ, от этих насосов работает вся гидравлика на корабле, кроме ВРШ. Привод насосов ВРШ осуществляется непосредственно от гребного вала через клиноременную передачу. Имеется небольшой вспомогательный котел.

Противоминное вооружение.

БТ пр.1265. Источник  "img-fotki.yandex.ru"
БТ пр.1265. Источник "img-fotki.yandex.ru"

Из классического вооружения на корабле устанровленны только:

  • 1 × 2 — 30-мм АК-230М
  • 1 × 2 — 25-мм 2М-3М

Корабль оснащался гидроакустическими станциями поиска якорных (МГ-69 «Лань») и донных мин (МГ-79 «Мезень»). Позднее ставились новые типы КИУ и более эффективные гидроакустические станции поиска якорных и донных мин — такие, как МГ-89.

На корабле предусматривались современные для 70-х годов виды противоминного ворружения которые позволяли бороться с минами прямо по курсу корабля. Техническое средство, обеспечивавшее поиск, обнаружение и уничтожение мин, получило название комплексного искателя-уничтожителя донных мин (КИУ). Туда ставились четыре разнообразных варианта использования противоминного вооружения:

  • Контактный трал ГКТ2 предназначен для борьбы с якорными минами как с тросовыми, так и с цепными минрепами. Конструктивно трал состоит из буксирной части, двух тралящих частей, оснащенных резаками и тральными патронами, двух отводящих аппаратов планерного типа, обеспечивающих развод тралящих часетй на требуемую ширину захвата и ее удержания на заданном углублении, а также из двух углубляющих аппаратов решетчатого типа. Наиболее эффективен трал в районах с ровным грунтом и постоянными глубинами, что позволяет использовать его при минимальном расстоянии от грунта.
  • Сетевой трал ТС-1 служит для очистки фарватеров от плавающих на поверхности мин.
  • Неконтактные электромагнитный трал ПЭМТ-4 - Предназначен для траления магнитных и индукционных мин, а при совместном использовании с акустическим тралом для траления комбинированных магнито-акустических и индукционно-акустических мин.
  • Соленоидный трал СТ-2 Предназначен для траления мин с магнитными и индукционными неконтактными взрывате- лями. При использовании своместно с акустическими тралами для траления мин с магнито-акустическими и индукционно-акустическими неконтактными взрывателями. Принцип действия трала заключается в создании на определенном расстоянии от кормы тральщика магнитного поля, которое, создется при помощи соленоидов и воздействуя на неконтактные взрыватели мин, вызывает их срабатывание.
  • Акустический трал АТ-6 предназначен для траления мин с неконтактными акустическими взрывателями в пассивных каналах. Акустическое поле создается механическими колебаниями мембран излучателя с приводом от электродвигателя через кривошипно-шатунный механизм.
  • Для эффективного использования противоминных средств на корабле установленна лебедка ЛВГ-3 и гидравлическая кран балка КБГ-5.

Заключение.

Кораблей такого типа было построено много, в 70-х годах он еще мог справляться с минной угрозой. Но электроника за это время шагнула очень далеко вперед и корабль это устарел еще в 80-х годах. Современные взрыватели морских мин обмануть очень сложно. Современная морская мина это очень страшное и разрушительное оружие, мины очень легко производить, просто ставить и очень тяжело с ними бороться. Для преодоления минной угрозы нужны принципиально новые корабли, они строятся, это тральщики пр.12700 "Александрит", но это уже другая история.

Если вам понравилось, ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свое мнение в комментариях. Особое спасибо тем кто сделает репост в соц сеть.

Статьи по теме:

Реактивно всплывающие мины РМ, МШМ.

Мина-ракета и мина-торпеда ти ПМТ и ПМК

Донные мины МДМ