Найти тему

Лучшие на «Большой перемене»

Недавно в Абакан вернулись победители всерос­сийского конкурса «Большая перемена». Это пре­красная возможность для школьников и студен­тов со всей России раскрыть те способности, которые не попадают в традиционную систему обучения в школе или институте и в соответству­ющие предметные олимпиады. Сразу три студен­тки Хакасского политехнического колледжа полу­чили сертификаты на один миллион рублей: Анастасия ГРИНИНА, Анна ШАМОВА и Эсмеральда ФЕДОТОВА. И теперь они с большим энтузиазмом рассказывают об этом.

– Девочки, расскажите, по­чему вы решили принять учас­тие в «Большой перемене»?

Анастасия: – Это прекрасная возможность попробовать что-то новое, проверить свои силы. Но раньше конкурс был рассчитан только на школьников. Только в этом году организаторы открыли его и для студентов. Оказались мы на нем чисто случайно. Куратор, Людмила Александровна Чигирё­ва, как-то собрала всю нашу груп­пу и сказала: «Регистрируйтесь, участвуйте».

Эсмеральда: – Да, но отклик­нулись только мы втроем и еще один парень из нашего колледжа. Он вместе с нами дошел до фина­ла, но не выиграл. Лично меня за­интересовала сама подготовка к конкурсу: нужно было сначала написать эссе о себе, подготовить видео, кейсы…

Анна: – Видимо, мы были и остаемся самыми ответственны­ми. (Смеется.) А вообще, если бы участвовало больше студентов, как заметила куратор, было бы еще интереснее. Ко всему, что сказали девочки, хочу вот что до­бавить: такие мероприятия ценны как раз тем, что люди из разных учебных заведений, из разных ре­гионов встречаются, делают ка­кое-то общее дело, проводят вре­мя с пользой.

– Расскажите о том проекте, который готовили на конкурс.

Анастасия: – У каждой из нас был свой. «Большая перемена» состоит из двенадцати вызовов, связанных с творчеством, пред­принимательством, здоровьем… Поскольку мне всегда было ближе творчество, я выбрала направле­ние «Твори!», в рамках которого готовила проект по развитию До­мов культуры в малых населенных пунктах. Мне помогли обра­тить внимание на недостатки этих культурных мест, подсказали, как их можно исправить. Ведь в этом основная идея «Большой переме­ны» – поднять какую-то тему и придумать для нее новое реше­ние.

Эсмеральда: – Мое направле­ние – медицинское, называется «Будь здоров!». Я выбрала и под­готовила проект по проблеме ожирения среди подростков, как в России, так и по всему миру. Даже не представляете, как было слож­но сосредоточиться, когда дома на кухне мама что-то вкусное гото­вит. (Смеется.) В проекте я про­писала, что мне известно об этом заболевании, какие проблемы мо­гут возникнуть у людей и как с этим бороться. В качестве реше­ния предложила ввести в школах в качестве обязательного предме­та уроки правильного питания.

Анна: – По результатам теста выпал вызов «Познавай Рос­сию!», но поскольку мне всегда было ближе направление «Рас­скажи о главном», проект я стала разрабатывать об этом. Ни для кого не секрет, что представления учителей, школьников и студентов о том, каким должен быть учеб­ный процесс, расходятся. Сейчас очень мало существует практиче­ских занятий, акцент делается на теории. Обучение становится не таким интересным, как хотелось бы. Понятно, что не все учебные заведения могут похвастаться на­личием необходимого оборудования, но можно же начать с об­щения. Считаю, что учеников тоже нужно слушать, понимать, чего они хотят, чтобы помочь им выйти из школы или института с нужным багажом знаний. И вот вместе с одногруппником я разрабатывала мобильное приложение, которое позволит ученикам и педагогам общаться, лучше понимать друг друга. И наверное, лучше всего, если общение будет анонимным.

– А где проходил очный этап конкурса?

Анастасия: – Никто из нас не ожидал, что мы пройдем дальше, ведь участников было очень мно­го. Но вот нам сообщили, что нуж­но собираться на очный этап в Мо­скву. Неизвестность эта немного пугала, потому что для студентов, повторюсь, этот конкурс проводи­ли впервые, даже разведать об­становку, получить информацию было не у кого. Думали, что в Мо­скве нас поселят или в отеле, или в загородном лагере, но привезли в Учебно-методический центр воен­но-патриотического воспитания молодежи «Авангард», построен­ный при Министерстве обороны. Да, очень интересный, но немного странный выбор.

Эсмеральда: – Хорошо, что хоть форму военную носить не пришлось. Хотя фирменные фут­болки и прочие атрибуты – это по­чти форма, которая под конец конкурса уже немного надоела. А вот те, кто нас встречал, то есть во­жатые и воспитатели, были в обя­зательной форме, и даже построе­ние было по команде. Что-то есть схожее с армией.

Анна: – Но согласитесь, девоч­ки, было интересно, что в послед­ний день нам предложили пройти мини-курс молодого бойца. Мы принимали участие в работе кружка робототехники, были на симуляции прыжка с парашютом, метали гранаты, собирали и раз­бирали автоматы, оказывали пер­вую помощь… Расслабиться было некогда, каждую минуту новые указания. Но это было весело.

– Хорошо вас взбодрили! Де­вочки, а что было в конкурсной программе?

Анастасия: – Как оказалось, те проекты, с которыми мы заявля­лись на «Большую перемену» на очном этапе, дальнейшего разви­тия не получат. Нужно было на ме­сте разрабатывать новые проек­ты. Для начала нас разделили на мини-группы. Для полуфинала – по десять человек. Участники были из разных регионов, но сов­падал курс. Мы вместе с Эсме­ральдой оказались в команде на полуфинале, и каждый из нас дол­жен был по заданной организато­рами теме (на полуфинале это была экология) выступить с реше­нием проблемы. Вместе с коман­дой мы придумали настольную игру типа «Монополии». Опреде­лились, какие природные объекты можно будет приобрести – водо­пады, леса и т. д. И конечно, сочи­нили персонажей: Бабсетка, дед Мешок, мистер Шопер и Полити­ленус – главный герой и первый враг экологии. Лично нам с Эсме­ральдой очень захотелось поиг­рать в нечто подобное и прику­пить себе какой-нибудь живописный остров.

Анна: – На финале была такая же картина, только теперь в груп­пах было 12 человек. А вот сама тема… Наставничество, стажи­ровки и профессиональное обра­зование. Не уверена, что нам всем удалось в полной мере ее рас­крыть, так и не поняли, к чему при­шли. На этот раз уже я была с Нас­тей в команде. И мы работали с проблемой стажировки. Не знаю, мне кажется, она не настолько глобальна, чтобы можно было привносить в ее решение какие- то гениальные идеи.

Эсмеральда: – А нашей ко­манде предстояло выявить про­блемы профессионального обра­зования. Пусть мы тоже не до конца поняли, к чему пришли, но найти проблему и предложить ре­шение было все же проще. Взять хотя бы наличие «воды» в теории и практике.

– Как жюри оценивало вашу работу?

Эсмеральда: – Все баллы, на­чиная со вступительных проектов и заканчивая работой в команде на полуфинале и в финале, сумми­ровались, также оценивались и личные заслуги на конкурсе. По­том был подготовлен рейтинг. И в результате каждая из нас получи­ла главный приз – миллион ру­блей на обучение, саморазвитие, может, на реализацию какого-то проекта. Пока, если честно, еще не думали, куда будем тратить выиг­рыш. Да и вообще не знали, что будет такой большой призовой фонд.

Анна: – Но, думаю, в будущем, если тема телефонного приложе­ния для учащихся и учителей бу­дет меня еще привлекать и к ней возникнет интерес у других, то по­чему бы не развить и не реализо­вать ее...

Анастасия: – Думаю, самое главное, что дал нам этот конкурс – новый опыт, новые интересные знакомства. «Большая перемена» не связана со школь­ными или студенческими предме­тами, а наоборот – дает возмож­ность реализоваться и раскрыть свои самые разные стороны лич­ности, о которых ты сам даже мог не подозревать.

К сожалению, сейчас моло­дежь боится раскрыться и что-то сделать неправильно, а данный конкурс очень помогает найти себя среди собственных страхов. Дерзайте, используйте свой шанс и не бойтесь учиться новому!

Беседовала Анастасия СПАЛЕВИЧ

Фото из личных архивов студенток