Найти тему

Будни «Белого рояля»

Оглавление

Уже не в первый раз мы ведем разговор о теа­тральной жизни в Абакане. Репетиции, премь­еры спектаклей, другие мероприятия. Все это сейчас происходит и в молодежном камерном театре монолога «Белый рояль». Художествен­ный руководитель Виктор Шлык, а также акте­ры Егор Десятников, Виктория Меткижекова, Ирина Колосова и Алексей Форис рассказали, чем новым и интересным успели порадовать зрителей и какие строят планы на будущее.

«Платье Джульетты» – среди лучших

В одном из номеров нашей газеты мы уже говорили о том, что в молодежном театре прои­зошло пополнение репертуара. Это спектакль «Платье Джульет­ты», поставленный в память о группе молодых студентов из Хакасии, которые поступили в 1939 году в Ленинградский го­сударственный театральный ин­ститут. Среди них были Т. Баи­нова (Щукина), Г. Борчиков, А. Тодикова, С. Моткежеков, А. Заболотникова,
П. Шурышев, Ф. Щетинина, П. Райков, А. То­дышева, М. Карачаков, А. Ка­кашкина, Е. Килижекова… Все­го 24 человека. Постановка была создана по книге «Судьба и загадка Русского театра в Ха­касии», которую Виктор Федо­рович Шлык выпустил еще в 2001 году. В ней целая глава по­священа группе студентов-геро­ев из Хакасии. Когда в 1941 году началась война, парни ушли на фронт, а девушки остались в блокадном Ленинграде. Они рыли противотанковые рвы, спасали экспонаты Эрмитажа…

«Белый рояль» успел пока­зать эту постановку шесть раз, и актеры были очень рады тому, что ее смогла посмотреть разная публика. А месяц назад, 30 октя­бря, как и каждый год, театр принял участие в II Республи­канском конкурсе любитель­ских театральных коллективов «Потомки Белой волчицы», проводимом Центром культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева.

– В этом году конкурс про­ходил онлайн. Театральные коллективы со всей Хакасии присылали диски со своими постановками. Мы решили отправить сразу три спекта­кля: «Хакасские древности», «Суд Париса» и «Платье Джу­льетты». Жюри отдало пред­почтение третьему спекта­клю, чему мы очень рады. Эта постановка действительно уникальна, документальна, можно сказать.

Так, «Платье Джульетты» получило сразу несколько на­град: диплом лауреата треть­ей степени, диплом за лучший сценарий, а юные актрисы, се­стры Карина и Виктория Мет­кижековы, которые исполнили роли Елены Килижековой и Та­мары Баиновой, получили осо­бую награду «Надежда сцены», – рассказал художествен­ный руководитель театра Вик­тор Шлык.

Участники постановки от­лично запомнили те летние дни, когда репетиции проходили на свежем воздухе из-за строгих ограничительных мер.

– Помню, год назад, летом, мы пришли в Зону отдыха, ре­петировали на небольшом ку­сочке пляжа. Жарко, трудно, комары кусаются, из рекви- зита на импровизированной сцене только оставшиеся от деревьев пни… Как-то раз даже под дождем репетирова­ли. Мучительный был про­цесс, на самом деле. Но, наверное, без этих «благоприятных» условий мы бы не рас­качались до нужного состоя­ния и не смогли бы должным образом передать весь тот ужас, трудности, боль и в то же время нежность и мечта­тельность девушек-студен­ток, всё то, чем наполнен этот спектакль, – вспомина­ет актер театра и помощник режиссера Егор Десятников.

Однако, несмотря на все трудности, спектакль все-таки дошел до зрителя. Будучи представленным на различ­ных площадках, начиная со сцены Техникума коммуналь­ного хозяйства и сервиса и за­канчивая детским технопар­ком «Кванториум», «Платье Джульетты» везде вызывало эмоции. Всё в этой постановке гармонично.

Как и во всех спектаклях «Белого рояля», в этом важную роль играет музыкальное со­провождение. Алексей Форис со своей классической гитарой создал для спектакля музыкаль­ное оформление, чувствуя при этом каждого из персонажей.

– Чтобы подобного добить­ся, нужно слышать ту самую музыку, что должна звучать. То, что звучит в спектакле, не предназначено для концерта, оно должно создавать атмос­феру, втягивать зрителя в дей­ствие, происходящее на сцене. Но при этом обрамляя и не ме­шая актерам.

Какую музыку я слышу вну­три, ту и играю. Все благодаря определенному слуховому бага­жу, который есть у любого му­зыканта. Например, цитаты из пьес, просто гармонические ходы, которые я подслушал у великих композиторов… Всё это извлекается из памяти и используется в творчестве.

С Виктором Федоровичем мы знакомы очень давно, но музыкальное сотрудничество началось случайно после прос­мотра юбилейного спектакля «Белого рояля». Меня затро­нула работа Виктора Федо- ровича как режиссера и худо­жественного руководителя. Потом он предложил принять участие в спектакле «Платье Джульетты» вместе с ребя­тами, хотя я и не актер, а больше музыкант, аранжи­ровщик, импровизатор… Но почему бы и нет?

Виктория Меткижекова тоже с улыбкой вспомнила то лето, когда им с сестрой Кариной приходилось приезжать из де­ревни, чтобы репетировать свои роли:

– Приезжали из Аскизского района, жили у тети, пока шли репетиции. Сказать по правде, в начале работы мы с Кариной не до конца понимали, что от нас требуется, не осознавали, насколько эти роли были важ­ными и серьезными. Нас Виктор Федорович выбрал, чтобы пока­зать именно хакасское наполне­ние той театральной группы 1939 года. И играли мы с се­строй в национальных костю­мах. Даже знаменитые строчки из стихотворения Александра (Рафаила) Клейна, тоже сту­дента Ленинградского теа­трального института, участ­ника войны и блокады: «Когда я умру… Это скоро… Надеть на меня я прошу… Платье Джуль­етты…» – читали на хакас­ском.

Враг в отражении

Каждый раз при достижении определенного предела челове­ку хочется либо остановиться, либо продолжать двигаться вверх, но, быть может, уже в другом направлении. А теа­тральное искусство, так же как и литература, дает множество возможностей развиваться и совершенствоваться. И теперь актеры театра «Белый рояль» Ирина Колосова и Алексей Фо­рис готовят новый моноспек­такль по произведению Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

– Это будет мой первый опыт игры мужской роли. Да, может, само произведение яв­ляется трудным для восприя­тия, но мы постараемся пере­дать зрителям самое главное, что есть в романе Оскара Уай­льда – связь между Дорианом и его портретом. Точнее, то, как второй влияет на первого. Ведь портрет – это отраже­ние внутреннего мира Дориана. Важно показать весь спектр пе­реживаний героя, глядящего в это зеркало, – от отвращения и ужаса перед сверхъестест­венным до принятия собствен­ной порочности.

Сначала Виктор Федорович очень удивился моему выбору, но потом мы поняли, что это возможность для меня попро­бовать что-то новое, смелое. За восемь лет работы в «Белом рояле» я играла много разных ролей, но подобное, настолько необычное и мистическое, пред­ставлять еще не приходилось. Кроме того, в постановку очень хорошо влился Алексей. Виктор Федорович тоже загорелся идеей, и теперь мы плотно ра­ботаем с этим материалом, – рассказала Ирина.

Сейчас ребята трудятся над музыкой и параллельно над тек­стовым материалом, а следую­щий этап – уже соединение в одно целое.

– Как вы думаете, сколько по времени будет идти этот моноспектакль?

Ирина: – Думаю, что не ме­нее получаса. Да, сложно удер­жать внимание зрителя на такой долгий промежуток времени од­ному актеру, но…

Алексей: – Интереса зрите­лей к постановке мы добьемся слаженной игрой и музыкаль­ным заполнением между ка­ждой частью, происходящим на сцене событием. Уже есть музы­кальные идеи, которые стараем­ся приспособить к спектаклю.

Говорить даже о примерной дате премьеры пока еще рано – именно так считают актеры. Хотя бы потому, что сейчас ре­петировать им приходится по­чти в полевых условиях. Но ре­бята не теряют прежнего запала, готовы работать, чтобы пода­рить поклонникам их творчест­ва новые смелые постановки.

Беседовала Анастасия СПАЛЕВИЧ

Фото автора и из архива театра «Белый рояль»