Уже не в первый раз мы ведем разговор о театральной жизни в Абакане. Репетиции, премьеры спектаклей, другие мероприятия. Все это сейчас происходит и в молодежном камерном театре монолога «Белый рояль». Художественный руководитель Виктор Шлык, а также актеры Егор Десятников, Виктория Меткижекова, Ирина Колосова и Алексей Форис рассказали, чем новым и интересным успели порадовать зрителей и какие строят планы на будущее.
«Платье Джульетты» – среди лучших
В одном из номеров нашей газеты мы уже говорили о том, что в молодежном театре произошло пополнение репертуара. Это спектакль «Платье Джульетты», поставленный в память о группе молодых студентов из Хакасии, которые поступили в 1939 году в Ленинградский государственный театральный институт. Среди них были Т. Баинова (Щукина), Г. Борчиков, А. Тодикова, С. Моткежеков, А. Заболотникова,
П. Шурышев, Ф. Щетинина, П. Райков, А. Тодышева, М. Карачаков, А. Какашкина, Е. Килижекова… Всего 24 человека. Постановка была создана по книге «Судьба и загадка Русского театра в Хакасии», которую Виктор Федорович Шлык выпустил еще в 2001 году. В ней целая глава посвящена группе студентов-героев из Хакасии. Когда в 1941 году началась война, парни ушли на фронт, а девушки остались в блокадном Ленинграде. Они рыли противотанковые рвы, спасали экспонаты Эрмитажа…
«Белый рояль» успел показать эту постановку шесть раз, и актеры были очень рады тому, что ее смогла посмотреть разная публика. А месяц назад, 30 октября, как и каждый год, театр принял участие в II Республиканском конкурсе любительских театральных коллективов «Потомки Белой волчицы», проводимом Центром культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева.
– В этом году конкурс проходил онлайн. Театральные коллективы со всей Хакасии присылали диски со своими постановками. Мы решили отправить сразу три спектакля: «Хакасские древности», «Суд Париса» и «Платье Джульетты». Жюри отдало предпочтение третьему спектаклю, чему мы очень рады. Эта постановка действительно уникальна, документальна, можно сказать.
Так, «Платье Джульетты» получило сразу несколько наград: диплом лауреата третьей степени, диплом за лучший сценарий, а юные актрисы, сестры Карина и Виктория Меткижековы, которые исполнили роли Елены Килижековой и Тамары Баиновой, получили особую награду «Надежда сцены», – рассказал художественный руководитель театра Виктор Шлык.
Участники постановки отлично запомнили те летние дни, когда репетиции проходили на свежем воздухе из-за строгих ограничительных мер.
– Помню, год назад, летом, мы пришли в Зону отдыха, репетировали на небольшом кусочке пляжа. Жарко, трудно, комары кусаются, из рекви- зита на импровизированной сцене только оставшиеся от деревьев пни… Как-то раз даже под дождем репетировали. Мучительный был процесс, на самом деле. Но, наверное, без этих «благоприятных» условий мы бы не раскачались до нужного состояния и не смогли бы должным образом передать весь тот ужас, трудности, боль и в то же время нежность и мечтательность девушек-студенток, всё то, чем наполнен этот спектакль, – вспоминает актер театра и помощник режиссера Егор Десятников.
Однако, несмотря на все трудности, спектакль все-таки дошел до зрителя. Будучи представленным на различных площадках, начиная со сцены Техникума коммунального хозяйства и сервиса и заканчивая детским технопарком «Кванториум», «Платье Джульетты» везде вызывало эмоции. Всё в этой постановке гармонично.
Как и во всех спектаклях «Белого рояля», в этом важную роль играет музыкальное сопровождение. Алексей Форис со своей классической гитарой создал для спектакля музыкальное оформление, чувствуя при этом каждого из персонажей.
– Чтобы подобного добиться, нужно слышать ту самую музыку, что должна звучать. То, что звучит в спектакле, не предназначено для концерта, оно должно создавать атмосферу, втягивать зрителя в действие, происходящее на сцене. Но при этом обрамляя и не мешая актерам.
Какую музыку я слышу внутри, ту и играю. Все благодаря определенному слуховому багажу, который есть у любого музыканта. Например, цитаты из пьес, просто гармонические ходы, которые я подслушал у великих композиторов… Всё это извлекается из памяти и используется в творчестве.
С Виктором Федоровичем мы знакомы очень давно, но музыкальное сотрудничество началось случайно после просмотра юбилейного спектакля «Белого рояля». Меня затронула работа Виктора Федо- ровича как режиссера и художественного руководителя. Потом он предложил принять участие в спектакле «Платье Джульетты» вместе с ребятами, хотя я и не актер, а больше музыкант, аранжировщик, импровизатор… Но почему бы и нет?
Виктория Меткижекова тоже с улыбкой вспомнила то лето, когда им с сестрой Кариной приходилось приезжать из деревни, чтобы репетировать свои роли:
– Приезжали из Аскизского района, жили у тети, пока шли репетиции. Сказать по правде, в начале работы мы с Кариной не до конца понимали, что от нас требуется, не осознавали, насколько эти роли были важными и серьезными. Нас Виктор Федорович выбрал, чтобы показать именно хакасское наполнение той театральной группы 1939 года. И играли мы с сестрой в национальных костюмах. Даже знаменитые строчки из стихотворения Александра (Рафаила) Клейна, тоже студента Ленинградского театрального института, участника войны и блокады: «Когда я умру… Это скоро… Надеть на меня я прошу… Платье Джульетты…» – читали на хакасском.
Враг в отражении
Каждый раз при достижении определенного предела человеку хочется либо остановиться, либо продолжать двигаться вверх, но, быть может, уже в другом направлении. А театральное искусство, так же как и литература, дает множество возможностей развиваться и совершенствоваться. И теперь актеры театра «Белый рояль» Ирина Колосова и Алексей Форис готовят новый моноспектакль по произведению Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
– Это будет мой первый опыт игры мужской роли. Да, может, само произведение является трудным для восприятия, но мы постараемся передать зрителям самое главное, что есть в романе Оскара Уайльда – связь между Дорианом и его портретом. Точнее, то, как второй влияет на первого. Ведь портрет – это отражение внутреннего мира Дориана. Важно показать весь спектр переживаний героя, глядящего в это зеркало, – от отвращения и ужаса перед сверхъестественным до принятия собственной порочности.
Сначала Виктор Федорович очень удивился моему выбору, но потом мы поняли, что это возможность для меня попробовать что-то новое, смелое. За восемь лет работы в «Белом рояле» я играла много разных ролей, но подобное, настолько необычное и мистическое, представлять еще не приходилось. Кроме того, в постановку очень хорошо влился Алексей. Виктор Федорович тоже загорелся идеей, и теперь мы плотно работаем с этим материалом, – рассказала Ирина.
Сейчас ребята трудятся над музыкой и параллельно над текстовым материалом, а следующий этап – уже соединение в одно целое.
– Как вы думаете, сколько по времени будет идти этот моноспектакль?
Ирина: – Думаю, что не менее получаса. Да, сложно удержать внимание зрителя на такой долгий промежуток времени одному актеру, но…
Алексей: – Интереса зрителей к постановке мы добьемся слаженной игрой и музыкальным заполнением между каждой частью, происходящим на сцене событием. Уже есть музыкальные идеи, которые стараемся приспособить к спектаклю.
Говорить даже о примерной дате премьеры пока еще рано – именно так считают актеры. Хотя бы потому, что сейчас репетировать им приходится почти в полевых условиях. Но ребята не теряют прежнего запала, готовы работать, чтобы подарить поклонникам их творчества новые смелые постановки.
Беседовала Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото автора и из архива театра «Белый рояль»