Согласно «Новым повествованиям о провинции Гуандун» Цюй Дацзюна, Лу Тин, гибрид получеловека-полурыбы, обитал в районе острова Лантау (爛頭). Водные существа были похожи на людей с желтовато-темными глазами и телами, покрытыми короткими коричневатыми волосами. История рассказывает о человеке, который привел на землю женщину Лу Тин, предложил ей еду и одежду и научил ее говорить. Любопытно, что Лу Тин не ценит такую доброту и хочет вернуться в море, выбрав «нецивилизованный образ жизни».
Лу Тин – мифический предок племен Танка, от которых произошли коренные жители Гонконга.
Танка ( 疍 家, dàn jiā, Даньцзя ) – это этническая группа в Южном Китае , которая традиционно жила на лодках в прибрежных частях Гонконга, Макао и других островов. Некоторые представители старшего поколения по-прежнему живут на своих лодках и традиционных рыбных ловлей. Исторически даньцзя считались изгоями, китайцы и британцы называли их «морскими цыганами». Танка сохранили многие из своих местных традиций, которых нет в китайской культуре хань.
В «Кантонских хрониках» (廣東新語) записано следующее: «Лу Тин были неоднократно замечены. У них высокий рост, среди них есть самки и самцы, волосяной покров тёмно-жёлтый, глаза тоже жёлтые, кровь тёмно-коричневая, длина хвоста несколько цуней; увидев человека, они сразу в страхе прячутся в воду, постоянно плавают среди волн, пугаются людей, стараясь их прогнать. Если это их самки, то они хорошенькие, просто нет слов; умеют только смеяться, давно используют пять основных зерновых культур для пропитания; пока имеют при себе горы улова рыбы, они не входят в море; вероятно, люди-рыбы не опасны для человека».
В гонконгских преданиях указывалось, что на их теле была длинная чешуя, а ещё они любили пить кровь кур. Время от времени им удавалось обменивать улов рыбы на кур, а иногда они воровали их у местных крестьян.
Надвигающаяся передача суверенитета Гонконга от Великобритании к Китаю в 1997 году заставила многих задуматься о самобытности Гонконга и уникальности его жителей.
Среди них был художник, искусствовед, куратор и академик Оскар Хо. Он организовал выставку «Музей 97: История. Сообщество», на которой были представлены несколько экспонатов, вдохновленных легендой о Лу Тин.
Через год на выставке «Реинкарнация Гонконга: новая археологическая находка Лу Тина» эта легенда стала главной темой.
Оскар Хо попросил группу местных художников предоставить работы, которые лучше отражали бы местную историю.
Среди них была статуя Лу Тина, созданная Джимми Кеунг Чи Мингом, художником, который работал декоратором в киноиндустрии. С тех пор он стал одним из самых узнаваемых и знаковых представлений Лу Тин.
Выставка была организована как сфабрикованные археологические раскопки – художники и исследователи производили предметы, которые затем были представлены как археологические находки, доказавшие существование Лу Тинов. Взаимодействие между фактом и вымыслом было настолько хорошо выстроено, что, просматривая старый каталог и фотографии с тех первых выставок, порой бывает трудно понять, что к чему.