Кластеры, хабы и распилы
Наши отечественные чиновники и депутаты ужасно любят (прямо-таки обожают), говорить длинные пространные речи, щедро вставляя в них красивые (а порой и малопонятные), слова и фразы. И лично у меня, слушая такие речи, сразу же создаётся устойчивое впечатление, что кто-то задумал что-то украсть. Причём, в очень-очень крупных размерах. То бишь, сперва говорятся речи. Потом под них пишутся многостраничные Программы (обязательно «опережающего развития»). Под Программы выделяются большие бюджетные деньги, которые потом успешно «осваиваются». В том глубинном смысле, что успешно «пилятся» …
Вот, характерный пример. Буквально-таки на днях вице-премьер Правительства России Виктория Абрамченко, курирующая Сибирский ФО, дала главе Министерства экономического развития РФ Максиму Решетникову одно очень важное и ответственное поручение. А именно: - «Разделить Сибирский федеральный округ на отраслевые кластеры, способные превратить Сибирь в зону опережающего развития. Только в каждом кластере должен быть якорный инвестпроект, обеспечивающий получение максимальной добавочной стоимости…. А ещё необходимо составить комплексный План по превращению Сибири в логистический хаб для грузовых и пассажирских перевозок между регионами России и зарубежными странами…». Как звучит-то. Не поручение – а песня. А слова-то какие красивые: кластеры, хаб, якорный инвестпроект, зона опережающего развития…. Нет, в том, что под это поручение старательный господин Решетников напишет несколько многостраничных Программ, я ни капли не сомневаюсь. Как, впрочем, и в том, что под эти Программы будет создано новое Министерство с более чем приличным финансированием. Но давайте попробуем разобраться, что называется, по сути…
Итак, по задумке госпожи Абрамченко в Сибири должно быть создано восемь отраслевых кластеров: сельское хозяйство, лесопереработка и строительные материалы, нефть и газ, уголь, химия, золото и другие драгоценные металлы, медь и электроника, а также переработка алюминия. А кластер – это группа организаций, расположенных на одной территории и сотрудничающих друг с другом. Географическая близость даёт такой группе компаний много преимуществ: они могут пользоваться одними ресурсами, быстро поставлять друг другу сырье и продукцию, а также обмениваться знаниями и технологиями. Но здесь-то и «зарыта» закавыка. Одно дело – объединить (в приказном порядке), в кластер государственные предприятия. Но как можно объединить предприятия частные? Причём, жёстко конкурирующие на рынке друг с другом? Для чего, спрашивается, этим предприятиям объединять свои материальные и людские ресурсы, а также обмениваться знаниями и технологиями? Звучит как откровенный бред. Ведь, общеизвестно, что именно свободная конкуренция является «двигателем прогресса», а любое глобальное слияние/поглощение автоматически приводит к монополии и росту цен. Вот, как госпожа Абрамченко, к примеру, планирует объединить в единый кластер сибирских производителей деловой древесины и строительных материалов? Этот рынок очень плотный, с высокой степенью конкуренции. И вдруг – приказ из Москвы: - «Срочно объединяйтесь в кластер!». Для чего? Почему? На каких условиях? Кто этим кластером будет руководить? Как будет делиться полученная прибыль? И подобных вопросов – десятки…. Тоже самое касается и сельского хозяйства. И здесь конкуренция очень высока. Зачем отдельные фермы объединять в огромные колхозы и совхозы? С какой целью?
Про создание в Сибири логистического хаба. Имеется в виду масштабное строительство новых скоростных автомагистралей и новых железных дорог? Уже есть конкретные Проекты, под которые выделены конкретные земли? Или же речь идёт о чём-то совсем другом?
Да, странные люди – наши чиновники. Всё так и норовят запутать, «завести за корягу» и «туману напустить». А что такого? Под густой туманной завесой финансы «распиливать» – куда как удобно, надёжно и сподручно, самое милое дело…