Найти тему
Grandmama's Print

АЛЕКСАНДРА ГАРТ

Александра Гарт (р. 1988) – художница, работает в разнообразных графических печатных техниках (монотипия, линогравюра, сухая игла), является автором перформансов и инсталляций. Родилась в Санкт-Петербурге. После окончания графического факультета РГПУ им. А. И. Герцена, в 2010-2011 гг. Александра прошла стажировку в Санкт-Петербургской печатной студии. С 2015 по 2016 гг. обучалась в Школе молодого художника Фонда «ПРО АРТЕ». В настоящее время руководит студией печатной графики «NewPrintStudio», где занимается проведением мастер-классов и организацией лекций по обучению ручной печати. Кроме того, время от времени выступает, как куратор выставочных и образовательных программ в студии гравюры. В своих работах Александра чаще всего старается оставить определенную недосказанность, неочевидность. Вариативность различных процедур в сочетании с визуальной простотой. Для неё важна определенная строгость в выборе изобразительных средств, минимум видимых усилий. Художница уже неоднократно раскрывала линии (направления) своих интересов: синтез живого и неживого в пространстве мифа; миф, противостоящий логосу; изображение Иного, проникающего в нашу реальность через прорехи в ткани бытия.

Как ты считаешь, в чем главная магия печатной графики?

Ну, для начала, считаю ли я, что в печатной графике есть магия? У меня в инсте был хэштег #принтмэкингэтомагия, но не могу сказать, что я его употребляла всерьёз. Как будто бы магия случается, когда происходит что-то, чего не ожидаешь и неможешь предугадать, но, если ты профессионал, сюрпризы в работе редки. Можно экспериментировать, можно сознательно нарушать технологию - тогда, может, и произойдёт что-то. А может, и не произойдёт. Это же магия!

Как появляется твоя графика? Какая подготовка перед этим следует? Продумываешь ли ты сначала проект или же наоборот - создаешь работы и потом из них собираешь серии.

Оба варианта. Чаще, конечно, работы сами во что-то складываются, или заранее придуманные, но невоплощённые визуальные образы вдруг встраиваются в какую-то идею экспозиции.

-2

В интервью для Wöd ты говорила, что допускаешь «многообразие трактовок» своих работ. Как часто ощущения зрителей и твои совпадают? И как тебе хотелось бы?

Не могу сказать, что меня так уж сильно волнует восприятие гипотетического зрителя, сама идея о том, чтобы обсуждать слюдьми (какими людьми, кто они, почему они хотят говорить мне, что думают о моих работах ???) - короче, сама мысль об этом меня вводит в состояние лёгкой паники, обычно на своих выставках я куда-нибудь прячусь или так быстро напиваюсь, что потом ничего не помню. Кто, что сказал, как там зрители, что трактуют - их дело, ну правда - я не намерена им диктовать что правильно, а что нет. Хотя на последней выставке мы собираем отзывы зрителей для сториз в инсте - получается довольно забавно. Особенно порадовали сравнения с кладбищем и фильмом Тарковского, которого я, кстати, терпеть не могу.

Расскажи про свои работы с цитатами Ролана Барта. Есть ли в них какие-нибудь знаки и символы? Значат ли они что-то?

Так, придётся их пересмотреть)) Хорошо, что там есть хэштег #гартчитаетбарта, легко искать. О, ну там совсем мало изображений - молния и овал / портал / люк на многих моих работах встречаются регулярно и для меня они означают молнию (разряд электричества) и овальную дыру / портал / открытый люк - символ опасности; прямоугольники - ну, один это как белый лист или открытое окно / дверь, второй - понятия не имею, что это) Еще и пунктир какой-то изображён - может, это такой прерывистый стук сердца? Но прямоугольник непонятный, руку с фотографии срисовала, кажется, и, кажется, получилось не очень похоже на ту конкретную руку конкретного человека (хотя я и не стремилась к этому). Вообще Барта сложно воспринимать на трезвую голову - то есть, когда ты вышел из этого состояния влюблённого субъекта, он уже не столь актуален как будто бы.

-3

Сейчас ты пробуешь себя в качестве куратора в новом проекте «Стыд». Расскажи, пожалуйста, более подробно об этом проекте. Почему ты решила выступить в роли куратора?

Я выступаю в роли куратора с какой-то периодичностью на разных площадках, просто обычно это так выматывает и высасывает вообще все силы, что несколько лет приходится восстанавливаться. «Стыд» я делаю не одна, а с единомышленниками - Евгением Кузьмичёвым и Александрой Генераловой, что внушает надежду, что мы разделим эту боль поровну и не умрём в конце. В какой-то момент мы поняли, что нам классно вместе что-то придумывать, что в городе нам очень мало что нравится (и вообще всё бесит, если честно), что проекты, которые мы бы хотели делать, хочется делать в комфортном пространстве без дедлайнов, каких-то вернисажей с халявным алкоголем, которые привлекают толпы непонятных людей и всего вот этого. Ну и мне очень хотелось иметь какое-то пространство в Коломне, потому что я люблюэтот район и хочу бывать тамкакможно чаще. Так что мы нашли и арендовали помещение в конце декабря 2019, стали радостно строить выставочные планы, придумали, что вход будет строго по одному, что не будет вернисажей, а потом наступил 2020, что, конечно, поломало наши планы. В первую очередь, «Стыд» - это место, где мы можем экспериментировать, делать какие-то проекты для себя, проверять, как они работают в пространстве - кажется, это необходимо и для художника и для куратора.

                                                            Саша Гарт
Саша Гарт

Нужно ли, чтобы художник держал свою одну творческую линию? Чтобы его узнавали?

Ну наверно, если он хочет быть узнаваемым.

Что ты можешь посоветовать молодым художникам?

- Ничего.

Сайт grandmama's print

Инстаграм Саши Гарт

Grandmama's Print существует и как печатное издание. Купить журнал можно в нашем магазине