Найти в Дзене

Кирпичовые университеты Московского отряда

Как полученные ребенком в детстве знания становятся основой его поведения в дальнейшей жизни, так и у лейтенантов – то, что они увидели и пережили в начале своего офицерского пути, становится основой для формирования их как офицеров.

  • Кто – то, слабый духом, пресмыкающийся когда-то перед вышестоящим начальством, дорвавшись до больших звезд, сам становится самодуром и держимордой, подсознательно мстя за годы своих унижений.
  • Кто-то, наоборот, сталкиваясь с такими вот держимордами, делает для себя правильные выводы, не позволяя себе скатиться на скользкую дорожку, по которой настоящие Офицеры не ходят.
Самыми гнусными «дедами» в среде срочной службы всегда были те, кто на первом году был самым бОльшим чморем. Это аксиома. И офицерская среда в этом плане не является исключением.
Все в точности по Фрейду.

Мне в этом плане повезло: на первом офицерском году я как губка впитывал опыт старших товарищей, командиров. Все было ровно и без эксцессов.
А на моем втором офицерском году в отряд пришел
Кирпич. Его методика воспитания легла не на пустое место, я уже не был сырым лейтенантом, свистком. И поэтому после его университетов я сделал правильные выводы.
И это выводы не о том, что
командир всегда прав, а если не прав –смотри статью первую ©, не о том, что плетью обуха не перешибешь.

  • Нет, главный вывод из опыта службы под его командованием был - каким не надо быть офицером. В обучении по методу от противного он более чем преуспел.
Наряду с требованием формального, беспрекословного и безоговорочного соблюдения Уставов его отличали повышенная чуткость и внимание к нуждам и заботам личного состава.

Незадолго до того, как он показал мне пример офицерской порядочности, как раз проводились сборы Начальников застав Отряда.

Одним из этапов сборов был коллективный выезд Начальников застав по заставам. Все вместе, во главе с Начальником штаба Отряда выезжали на Первую заставу, НЗ-1 показывал свою заставу, делали разбор полетов, потом таким же макаром переезжали вдоль системы на следующую заставу и так далее.

  • Проезжая участок Шестой заставы, наблюдают картину – пограничный наряд Дозор двигается в сторону заставы с гранатометом СПГ-9.
Перенос СПГ-9 расчетом. Иллюстративное фото из открытых источников
Перенос СПГ-9 расчетом. Иллюстративное фото из открытых источников

После нападения на пограничный наряд в районе развалин Ивалк в апреле 1987 года по Округу был приказ – ВСЕ пограничные наряды должны выходить с групповым оружием.

И вот вышло так, что всё остальное групповое оружие на заставе уже было использовано в других видах наряда, что остался на заставе только этот СПГ и по некоей случайности в составе наряда оказались не совсем добросовестные пограничники.

Ну, в самом деле, не на гауптвахту же их отправлять, с кирпичным пулеметом ползать, пока остальные вместо них службу несут.
Вот Гена Марудин, мой друг и однокашник, который остался за Начальника заставы, и спланировал
такой вид наряда.

  • Формально же он ничего не нарушил, ведь именно этому нас учили в кирпичных университетах. /сарказм автора/

Узрев сие непотребство, Начальник штаба вдруг воспылал сочувствием к переносимым пограничниками тяготам и лишениям воинской службы, забрал у них этот СПГ и привез на заставу. Все равно по пути, Шестая следующая была на маршруте.

Выгрузив гранатомет на плац, Начальник Штаба в присутствии всех ЧЕТЫРНАДЦАТИ Начальников пограничных застав своим ровным и бесцветным голосом начинает распекать Гену. Мол, такой-сякой, издеваешься над бедными солдатиками.

Кто бы говорил, ага...
Кто бы говорил, ага...

На что Гена с невинным видом, в присутствии всё тех же ЧЕТЫРНАДЦАТИ Начальников пограничных застав пояснил, что он не издевается, а выполняет Приказ Округа по групповому оружию, что весь остальной группняк задействован в других нарядах и что теперь он состав этого наряда отправит на гауптвахту.

- За что ?? – недоуменный вопрос НШ.

- За то, что передали своё оружие, что категорически запрещено!

У-у-у-уупс... Долгий  такой.....
У-у-у-уупс... Долгий такой.....

Абзац. Занавес. Начальники застав молча давятся от хохота за спиной НШ.

Он бы сожрал Гену, но не успел – Гена перевелся в спецподразделение на Айханым, а это уже другая епархия, хотя и в том же Отряде. Дед своих в обиду не давал.

  • Про душелюбие Начальника штаба ходили легенды. Сам был свидетелем.
Июль 1989 года. Отряд готовится к вручению Ордена Красного Знамени. Строевые тренировки в Гарнизоне. Меня откомандировали с мангруппы в состав сводной коробки спецподразделений.
В это время на Одиннадцатой погибает мой друг, командир инженерно-саперного взвода нашей мангруппы лейтенант Сергей Трехминов. Состояние моё – ниже плинтуса.
А тут надо на плацу «Ура!» кричать, изображая момент вручения Ордена. Муторно, тоскливо… Какое тут «Ура!»…

Попросил заменить меня, отвели меня к НШ. Тот меня очень внимательно выслушал и предложил вариант замены – меня снимают с парадного расчета, а я еду отвозить Серегу домой.
Или так, или никак. Очень
душелюбливое было предложение…

Службист он был до мозга костей, как говориться. За расстегнутую верхнюю пуговицу у бойца в гарнизоне мог вполне на гауптическую вахту отправить. На все свои разрешенные семь суток. С продлением…

А что? Формально ничего не нарушено, проступок - наказание. А насчет соразмерности вины и степени наказания – так, согласно Устава, на строгость наложенного взыскания жаловаться запрещено. Все по нему, по Уставу. По его букве.

Ведь главная задача какая?? Правильно, добиться качественного и добросовестного несения службы по охране Государственной границы.

  • Правда, когда в Отряд прибыли молодые призывники, в том числе трое парней из Белоруссии со своими собаками, тут что- то пошло не так.

У одного из парней был черный немец – кобель, а у второго - черная немка. Автор, то есть я, командовал заставой на Учебном пункте, готовившей вожатых служебных собак для пограничных застав.
Соответственно, после завершения обучения, я же и распределял их по пограничным заставам. Согласно деловых и прочих моральных качеств.

Так вот, я распределял всех, кроме этих двух парней. Их мне сказали направить на конкретную заставу, обоих. Хотя никогда со своими собаками вместе не отправляли, слишком ценные кадры, поэтому их распределяли по разным заставам.
А этих двух, с черными немецкими овчарками разного пола, на одну.
Мне конкретно сказали, чья это команда - Начальника Штаба.

Думаю, без пояснений понятна цель такого распоряжения - исключительно ради повышения надежности охраны Государственной границы. То, что собаки в период этого повышения надежности будут абсолютно неработоспособны и пограничная застава из четырех штатных собак лишится двух - quod licet Jovi, non licet bovi.

Зато взыскание объявить через полгода после события, произошедшее еще при его предшественнике и без проведения разбирательства – это мы впереди планеты всей.

  • Дважды за одно и то же не наказывают?? Это вы так думаете и в Уставе так написано.

Так точно, дважды нет, а вот про трижды – в Уставе ничего не сказано.

Серега привет! Этого НШ буду помню всю жизнь и как лейтенантом за одно и то же нарушение в субботу от него получил выговор, на следующий день строгий выговор, а в понедельник уже НСС. За трое суток подвел меня под увольнение, не каждый НШ имел такой талант. ©

Это уже сообщение в комментариях к предыдущей статье от другого сослуживца по Московскому

Мне довелось служить с несколькими начальниками штабов, те при случае тоже могли отодрать, как старую штукатурку. Но при этом не унижая достоинства, не придумывая нарушения, оставаясь людьми.
И не только
имели, но и учили. В том числе и собственным примером.

Ранняя весна 1997 года. Едем по Границе, проверять заставы: Начальник Штаба Хорогского пограничного отряда подполковник (впоследствии генерал – майор) Андрей Владимирович Сергеев, я и офицер моего отделения старший лейтенант Саня Кайгородов.
Приезжаем на одну из застав. Начальник заставы один на заставе, выглядит и ходит как зомби от недосыпа. На заставе документация швах, в оружейке слон не валялся, по территории как стадо боевых носорогов прошло, учеты не бьют, личный состав… Промолчу.

Решение Андрея Владимировича:

  • Так, начальник, домой и спать. И чтобы я тебя сутки на заставе не видел. Я –Начальник заставы, Серега – Замбой, Саня –Замполит. Понеслась…
И понеслась… За сутки привели все в соответствие, документы, учеты, территорию, все остальное. Книгу Службы заполнили, как надо. Оружейку вынесли и занесли обратно. Склады. Территория. Учеты. Бойцов в чувство маленько привели.
Сделали так, как было указано в целях командировки – «оказание практической помощи начальникам пограничных застав».
Без крика, шума и пыли, без объявления взысканий.

Это и называется – делай как я. А не делай, как я сказал. Тоже школа и наука.

Но и кирпичовые университеты, тем не менее, оказались полезными.

  • Я для себя усвоил главное – можно и нужно быть и оставаться офицером и требовательным командиром, но никогда не нужно становиться скотом.

Так что спасибо Кирпичу за науку, хотя он преследовал явно другие цели.

Всем добра

Предыдущие статьи кирпичного цикла -

Остальные публикации канала - здесь

  • Ваши лайки и комментарии помогут сделать канал лучше и интереснее.

#служба #армия #пограничные войска #афганская граница #история #ссср